Воздушные командные пункты. "Самолёты Судного дня"

Военная авиация в последнее время очень интенсивно развивается. Появляются новые типы самолетов, обладающие функциями, которые еще совсем недавно рассматривались, как фэнтези. Один из таких летательных аппаратов - самолет Судного дня. Он представляет собой воздушный пункт командования силами. Потребность в такой технике предопределила ожидаемая и состоящее на вооружении крупных государств.

Самолет Судного дня предназначен для эвакуации высшего командования ВС РФ. Он обладает повышенной живучестью, способен находиться длительное время в воздухе и оснащен всей необходимой техникой и оборудованием для управления всеми родами войск.

Впервые о воздушных Генштабах заговорили в середине 60-х. Прошлое столетие стало стартовой площадкой для развития новых видов вооружения, а ядерное оружие - главной ударной силой, способной уничтожить все живое на планете. Третья мировая война получила название апокалипсиса, а для управления ВС России, на случай , был разработан самолет Судного дня. Первые воздушные командные пункты управления (ВКПУ) всеми родами войск были придуманы и созданы американцами. Разрабатывался их самолет Судного дня на базе авиационного заправщика КС-135А. Отличить американские воздушные КПУ от обычных самолетов можно только по нескольким дополнительным штыревым антеннам и красно-белым полосам нанесенным на хвостовую часть фюзеляжа.

Самолет Судного дня России появился позже. Он стал детищем всемирно известного конструкторского бюро Илюшина. В 2015 году на вооружение Министерства обороны страны встал воздушный КПУ, созданный на базе Ил-80. Это самолет второго поколения. В настоящее время полным ходом ведутся разработки третьей модификации воздушного военного транспортного судна, предназначенного для использования во время военных действий для эвакуации Генштаба и руководства страны, а так же обеспечения оперативного управления всеми родами вооруженных сил России в случае начала ядерной Третьей мировой войны.

Технические характеристики этой апокалиптической авиационной техники засекречены, но кое-какие детали о ней известны. Например то, что самолет Судного дня России способен находится в воздухе более 3-х суток, обладает небольшим энергопотреблением и малым весом. Уникальным техническим устройством на летальном аппарате является его антенна. Она может быть раскрыта в воздухе на расстояние в 4 км. Иллюминаторами оснащена только кабина пилота. Фюзеляж судна имеет глухое строение. Самолет Судного дня РФ оснащен автономной системой дозаправки и спутниковой системой связи, позволяющей подавать оперативные команды всем родам войск, совершать запуски баллистических ракет, несущих ядерное оружие. Радиосигнал, подающийся с борта воздушного судна пробивает глубины морей и океанов на несколько километров.

Американские военные эксперты по достоинству оценили российскую технику и серьезно взялись за работу в области модернизации своих аналогов. Работа им предстоит долгая и кропотливая. Российский самолет Судного дня сумел обогнать их в своих технических характеристиках и возможностях на несколько десятилетий. В цехах Воронежского ВАСО удалось построить самолет, обладающий передовой системой защиты, значительно увеличившей ресурс живучести летательного аппарата.

Военные специалисты США считают, что если начнется Третья мировая война в наше время, то НАТО проиграет в ней. И серьезную роль в этом может сыграть самолет Судного дня. Первый удар, в котором будет использовано ядерное оружие, любая сторона всегда направляет на КПУ. Разрушение системы связи и управления войсками является основным условием победоносной войны. Четыре борта воздушных КПУ, стоящих в настоящее время на вооружении МО РФ, должны обеспечить координацию ВС для нанесения ответного удара и отражения атак противника.

На что способен самолет Судного дня России на базе Ил-80?

Отсутствие иллюминаторов в салоне имеет свое практическое объяснение. Разработчики предусмотрели такую конструкцию фюзеляжа для обеспечения воздушному судну повышенной защиты от поражающих факторов, которые несет в себе . На крыльях самолета установлены электрогенераторы. Они обеспечивают автономное, бесперебойное энергообеспечение судна. Длина электрогенераторов достигает 9,5 м, а диаметр - 1,3 м.

Для связи с подводными лодками в хвостовой части самолета расположена выдвижная антенна. Воздушное судно Судного дня, выпущенное на базе Ил-80, имеет внушающие размеры. Размах его крыльев составляет 48,06 м. Площадь крыльев имеет величину чуть меньше футбольного поля - 320 кв. метров. Впечатляет высота и длина военной воздушной железной птицы. Они составляют, соответственно, 15,81 м и 59,54 м. Управляет таким летательным аппаратом экипаж судна, который состоит из пяти человек. Максимальная дальность полета без дозаправки 3600 км, потолок высоты, которую может достигать летательный аппарат — 11000 метров. Предельная скорость 850 км/час, взлетная масса — 208 тонн.

Что есть у американцев на случай Третьей мировой войны?

Самолет Судного дня США также готов к применению в случае начала ядерного . Он получил название «Dooms day planes». Американцы стали первыми, кто создал такие летательные аппараты и испытали атомное оружие. Начало Третьей мировой войны с Россией рассматривалось ими, как возможный конфликт сразу после победы СССР над Германией. Первый самолет Судного дня США был построен на базе Boeing 747-200. Он получил название Boeing Е-4В. В настоящее время таких воздушных транспортных средств на службе в Америке находится в количестве 4 единиц. Все они могут находиться в воздухе больше недели.

По своей стоимости самолет Судного дня США уступает лишь B-2 Spirit - самого дорогого в мире бомбардировщика, имеющего дизайн внешнего облика, напоминающий летающую тарелку пришельцев из космоса. Все технические характеристики Boeing Е-4В держаться в секрете. Единственная доступная для общественности информация дает представление о перемещении воздушного судна. Летательный аппарат Судного дня всегда сопровождает Президента Америки в его поездках по миру. На борту воздушного судна находится заветный чемоданчик с кнопкой. Таким образом, начало Третьей мировой войны не может застать президента США врасплох. Ядерное оружие будет направлено в сторону противника из любой точки планеты. В случае гибели президента страны, командование войсками мгновенно передается другому члену воздушного Штаба. Всего борт может взять около 100 человек.

Техника, которой оснащены Boeing Е-4В, надежно защищена от атомного поражения. Самолеты предписаны к 1-й эскадрильи 55 авиакрыла военной базы Оффут, которая находится в штате Небраска. Их конструкция предусматривает очистку воздуха, имеющего повышенный уровень загрязнения радиацией, а бортовая аппаратура надежно защищена от возможного электромагнитного удара, который создается ядерным оружием.

Перспективные разработки новейшего самолета Судного дня на базе Ил-96-400

Российский самолет Судного дня третьего поколения в РФ создается на базе Ил-96-400. Бортовое оборудование для летательного аппарата разрабатывается на НПП «Полет». Техническая электронная начинка самолета может позволить менять сценарий направления целей поражения. Ядерное оружие перепрограммируется за несколько секунд.

Ил-96-400 является модификацией гражданского самолета Ил-96-300. Взлетная масса ВКПУ третьего поколения 270 тонн. Летательный аппарат имеет удлиненный фюзеляжи может взять на борт 435 человек. Модель Ил-96-400 была разработана конструкторским бюро Илюшина еще в 2000 году. На её базе разрабатывается целая серия военно-транспортных самолетов. Дальность полета Ил-96-400 будет в пределах 13000 км. Помимо самолета, на борту которого будет находиться Генштаб, в состав системы воздушного командного управления входит звено самолетов-ретрансляторов.

Авиация Судного дня

Третья мировая война не может вестись без предназначенных для её ведения летательных аппаратов. Воздушный КПУ не единственный самолет, который будет использоваться для ведения боевых действий. В одном из своих интервью СМИ Дмитрий Рогозин рассказал о начале работы над шестым поколением вооружения, в числе которого большое внимание уделяется военной авиации. Среди них космолет. Это воздушное судно сможет передвигаться со скоростью 2000 км/час на высоте 90 км. Всего два часа понадобится такому космическому ядерному бомбардировщику для того, чтобы добраться до самой дальней точки планеты и нанести удар.

Космическая авиация начала развиваться во времена СССР. Проект носил название «Спираль». Первым руководителем был космонавт Герман Титов. Опережение в развитии научных разработок советских ученых было очень быстро сокращено США в годы перестройки и реформирования государственного устройства страны. В разработке космической техники сегодня американцы на несколько десятков лет опережают Россию. От этих двух стран значительно отстали в развитии военной техники все остальные страны мира.

Разработкой аэродинамического комплекса занимается ЦАГИ. В систему входит самолет носитель, который разрабатывается на базе Ил-76МФ и Ил-96−400Т. Его двигатель является аналогом ракетного, работающего на жидком топливе.

Третья мировая война не обойдется без соперничества в воздухе таких ядерных ястребов, как ТУ-95 и В-52, прозванными в народе «тушками» и «баффами». Каждый их этих летательных аппаратов самый настоящий самолет Судного дня, ведь его задача нанести атомный удар. На борту каждого из них находится оружие массового поражения, способное уничтожать не только кварталы, но и целые города. Модели самолетов ТУ-95 и В-52 являются ветеранами, но списывать их в утиль никто не собирается. Американский бомбардировщик дальней авиации был прозван «Баффом» за свою форму фюзеляжа. Он напоминает форму толстого, неуклюжего огурца, огромного размера.

Противостоит В-52 российский самолет Судного дня, который был разработан и поставлен на вооружение МО РФ еще во времена СССР. Созданный в прошлом веке турбовинтовой бомбардировщик-ракетоносец успешно несет свою службу рекордный период времени, оставаясь абсолютно надежной машиной. Один из самолетов ТУ-95, со сроком эксплуатации 50 лет, в 2010 году пролетел 30 тысяч километров. В воздухе судно провело 43 часа и произвело 5 дозаправок. Несмотря на свое долголетие «Тушка» остается самым быстрым винтовым самолетом в мире.

История и репутация «Баффа» менее привлекательна, чем у «Тушки». В 1961 году один из В-52 развалился в воздухе и «уронил» термоядерную бомбу в болота Северной Каролины. Случай этот можно было бы не вспоминать, если бы такой же случай не произошел с бомбардировщиком в штате Калифорния. Нештатных ситуаций самолет Судного дня «Бафф» накопил в своей истории достаточно много. В то время, как начало Третьей мировой войны все ближе подходит к границам России, в болотах Северной Каролины лежат не обезвреженные атомные бомбы.

В 1966 году «Бафф» принес ядерное заражение на европейский континент. В испанском небе американский самолет Судного дня во время дозаправки столкнулся с танкером и загорелся. Это привело к разрушению оболочке ядерных бомб и выбросам в атмосферу радиоактивных элементов. Инцидент вынудил американцев прекратить на какое-то время полеты над Европой своих военных самолетов, борту которых оснащен ядерным оружием.

Плачевной была история использования В-52 во Вьетнамской войне и в военном конфликте в Персидском заливе. Вьетнамцы совершенно спокойно сбивали их простыми видами вооружения. Точность попадания снарядов, запущенных с борта В-52, очень далека от идеала. Для ТУ-95 «Баффы» не представляют никакой опасности. Запуск ядерных ракет они могут осуществлять лишь на значительном удалении от средств ПВО России.

Атомные «Соколы» на Судный день

В представлении каждого человека воздушный аппарат Судного дня должен иметь устрашающий внешний вид. Ядерными ракетами оснащены различные типы летательных устройств. Стратегическая ядерная авиация России на 2016 год состоит всего из 70-80 бортов.

Примерно 63 из них состоят из таких типов самолетов, как ТУ-95М и ТУ-95МСМ, треть из которых законсервирована и находится на хранении. Первый полет прототипы этих самолетов совершили еще при Сталине в 1952 году. От 11до 16 единиц техники составляют ТУ-160-12, прошедших модернизацию. Вся эта техника прекрасно показала себя во время использования её в военной операции в Сирии. На борту лайнеров использовались для бомбардировок ИГ ракеты Х-101.

Ядерная авиация США состоит из более 80 стратегических бомбардировщиков. Возраст летательных аппаратов почти такой же, как и российских «Соколов». На борту самолетов могут быть ракеты типы AGM-86 и AGM-158. Выигрывая в технических возможностях у американских военных самолетов, «Тушки» могут даже не взлететь и быть уничтоженными на земле. Это связано с тем, что подготовка их полету требует 14-15 часов. Это очень много для скоростной войны, которой, скорее всего и будет Третья мировая, где расчеты поражения объектов сводятся к нескольким часам и минутам.

Слабым местом ядерных бомбардировщиков является их уязвимость от систем ПВО и штурмовиков. Абсолютное большинство из них будет уничтожено еще до подлета к объектам поражения. Дальность полета ракет Х-55СМ, находящихся на борту российских бомбардировщиков, составляет 3500 км. Модернизированная Х-101/102 пролетает до цели 5500 км.

На постоянном дежурстве в воздухе у США находится 12 бомбардировщиков В-2 Spirint, 73 B-52H Stratofortress и 1 B-1B Lancer. Огромные средства вложены на разработку и поддержание боеспособности авиации способной нести атомное оружие. Эти деньги могли быть вложены в социальные, научные проекты мирного характера, однако постоянное противостояние в мире и желание одной страны на гегемонию направляет планету и человечество на путь самоуничтожения в ходе Третьей мировой войны.

Речь идет о самолете, который должен быть задействован в случае атомной войны, когда вся наземная инфраструктура будет разрушена. Сев вместе с высшим командованием в этот супернадежный лайнер, глава государства будет управлять пусками баллистических ракет из шахт и с подводных лодок. Самолет может находиться в воздухе несколько дней, а в случае дозаправки - еще дольше. Иными словами, это «пружинка» создаваемой и совершенствуемой «машины возмездия», которая, будем надеяться, никогда не сработает.

Нетрудно догадаться, что идея создания такого воздушного судна появилась «на излете» холодной войны, и появилась она прежде всего у американцев. Еще в 1970-е годы в СШАна базе «Боинга» были созданы четыре E-4B, прозванные «самолетами судного дня». С тех пор один из них постоянно сопровождает американского президента во время визитов.
Эти самолеты обслуживаются специальной эскадрильей ВВС США. Их характерные особенности - отсутствие иллюминаторов и «выпуклость» над головным обтекателем, в которой помещена аппаратура связи. Вообще, эти лайнеры напичканы подобной аппаратурой. Помимо всего прочего, они снабжены шнуром длиной в несколько километров - это антенна для связи с подводными лодками, которую при необходимости выбрасывают наружу прямо в полете.
Последние сообщения об американском «летающем бункере» относятся к началу 2015 года - тогда были озвучены планы по модернизации его коммуникационных систем.

Какие из них настоящие?

В России созданием самолетов судного дня (у нас они известны как воздушные командные пункты, или ВКП) озаботились в 1980-х годах. В результате масштабных работ, в которых принимало участие и НПО «Полет», к началу 1990-х годов на свет появилось шесть таких лайнеров. Все они базируются на военном аэродроме «Чкаловский».
Два из них - Ил-82 (Ил-76ВПК) со скоростью 780 км/ч и дальностью полета 6800 км. О них информации крайне мало. На одном из порталов о военной технике мимоходом говорится, что это «муляжные» воздушные суда, которые будут отвлекать внимание от «основных». Так ли это - вопрос открыт. Известно, что некоторые модификации Ил-76 используются как ретрансляторы. Возможно, эти два самолета также должны быть задействованы - грубо говоря, как «усилители связи».
Еще четыре - Ил-80 (Ил-86ВКП) со скоростью 850 км/ч и дальностью полета 3600 км. Именно они время от времени «мелькают» в новостях, именно их начинка была заказана «Полету». Известно, что в 1990 году один из них слетал на Байконур, где были проведены его испытания: с борта этого самолета отдали приказ о пуске баллистической ракеты, которая успешно поразила условную цель.
Чисто внешне российские «лайнеры возмездия» похожи на американские. У них тоже имеется «выпуклость» над «головой», они также лишены иллюминаторов. Сообщается также о такой же, как у американцев, длинной антенне для управления атомными подводными лодками.

Портал «Военное обозрение» приводит следующий перечень средств связи, которыми оборудованы Ил-80. Это:

Коротковолновая приемная антенна;
- Коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
- Передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров;
- Приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
- Антенна релейной связи (выполнена сверху и снизу фюзеляжа);
- Антенна ультракоротких волн;
- Антенна связи с подразделениями РВСН.

Изюминка Ил-80 - унифицированный комплекс средств «Звено», который координирует работу этих и других антенн, обеспечивая связь самолета с оставшимися подземными и подводными стратегическими подразделениями. Это уже не американский прототип, а чисто отечественная разработка. Данный комплекс разработан и изготовлен НПО «Полет» еще в 1980-х годах. Тогда им оснастили все шесть советских ВКП.

Причем тут «Статус-6»

Отечественные самолеты судного дня (впрочем, как и американские) постоянно совершенствуются. Еще в 1991 году Минобороны СССР заказало «Полету» комплекс средств связи второго поколения «Звено-2», позже авиационный комплекс имени Ильюшина получил заказ на модернизацию четырех самолетов.
Эти работы затянулись более чем на на 17 лет. Дело дошло до судов, на которые периодически ссылаются в своих публикациях военные эксперты.
Только в 2007 году, как сообщается на одном из военно-технических порталов, «Полет» изготовил первый комплекс второго поколения «Звено-2». С тех пор шла доработка устройств и модернизация самого самолета. Об этих работах и обмолвился представитель НПО «Полет» на пресс-конференции, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 2011 году.
В 2015 году Приборостроительная корпорация, в которую входит «Полет», заявила об успешных испытаниях комплекса «Звено-2», которым оснастили первый модернизированный борт.
Интересно, что примерно в то же время, в ноябре 2015 года, в СМИ якобы случайно просочилась информация о системе ядерного поражения берегов противника «Статус-6», которая разрабатывается в недрах российского оборонного комплекса. Казалось бы, причем тут «Статус-6»? Да все при том же. Эта система предполагает создание беспилотных подводных лодок с ядерным зарядом, которые, отделившись от «матричной» АПЛ, должны будут вплотную подойти к континенту противника и уничтожить всю его прибрежную инфраструктуру, попутно загрязнив сушу радиацией. Похожая идея «ядерных торпед» была выдвинута еще в 1970-е годы академиком Сахаровым, однако тогда военные от нее отказались. И вот в 2015 году центральный телеканал, дав в эфир репортаж с совещания по ОПК с участием Владимира Путина, как бы мимоходом показал монитор, на котором были открыты данные о «Статусе-6». Никаких мер к тем, кто отвечал за съемки и за выход в эфир, принято не было - судя по всему, утечка была контролируемой.

Естественно, подлодки-дроны с ядерными зарядами (в 2016 году американская разведка сообщила об их успешных испытаниях) будут управляться все тем же самолетом судного дня. Появление в конце 2015 года информации об этих двух ключевых элементах «машины возмездия» нельзя назвать случайным. В разгар «войны санкций» российские власти решили ненавязчиво поставить в известность мировое сообщество о кропотливых работах по созданию такой машины.
Чуть позже модернизированный Ил-80 начал без видимой причины появляться на территории гражданских аэропортов. В августе 2016 года его «засветили» в аэропорту Казани (причем именно тогда, когда там собрали фотографов-любителей), в ноябре 2016 года - в аэропорту «Толмачево». Собственно говоря, в данном случае ни о какой утечке речи быть не может, поскольку вся секретная начинка скрыта за корпусом этого самолета. А вото продолжающихся намеках речь идти может.

Между тем

В настоящее время нижегородский «Полет» разрабатывает комплекс средств связи третьего поколения «Звено-3 °C». Предполагается, что им оснастят новый самолет судного дня, который будет разработан на базе Ил-96.

Только две страны в мире — Россия и США — имеют на вооружении подобные самолёты. Технические характеристики Ил-80 позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения.

В Аэропорту Толмачево замечен Ил-80 - Стратегический воздушный командный пункт предназначается для управления Сухопутными войсками, ВКС, ВМФ и ракетно-ядерными силами на тот случай, если в результате массированной ракетной атаки будут выведены из строя наземные пункты управления, узлы и линии связи.

Ил-80 отличается от своего «прародителя» Ил-86 большим «горбом», расположенным на крыше, спереди. Кроме этого у него нет иллюминаторов, а под крыльями подвешены «ракеты» (на самом деле это дополнительные турбогенераторы — источники энергии)

Ну и конечно наш «АВАКС», самолет ДРЛО (самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления). Он используется для управления самолётами истребительной и ударной авиации при их наведении на воздушные, наземные и морские цели, а также может служить воздушным командным пунктом.


Вот такая у нас воздушная связь. Это еще не все, а то, что я сам снимал.

Министерство обороны РФ до конца текущего года , предназначенный для управления Вооруженными силами в условиях войны с применением ядерного оружия.

«Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в «Ростех», 1 декабря сообщила об успешном завершении государственных испытаний воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения.

«Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел госиспытания и до конца 2015 года будет передан заказчику», — говорится в пресс-релизе компании.

« Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения» , — заявили в «Объединенной приборостроительной корпорации».

«Ночной дозор», всем выйти из сумрака!

Техника подобного рода является уникальной и имеется в распоряжении только двух стран - США и России.

Впервые подобные летающие пункты управления были созданы в США во второй половине 1970-х годов. В 1979 году появилась новая модификация с усиленной защитой от поражающих факторов ядерного взрыва, получившая название E-4B «Nightwatch» («Ночной дозор»). Однако, с легкой руки американских журналистов, эти лайнеры получили название «самолеты Судного дня» или «самолеты конца света».

Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

Американские «самолеты Судного дня» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Каждая машина способна поднять в воздух более сотни человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

Советскую версию «лайнера Судного дня» создали на базе Ил-86

Советский «самолет Судного дня» начал разрабатываться в 1980-х годах в КБ Ильюшина на баз первого советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86.

Новый самолет получил название Ил-80. Как и его американский аналог, он был предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Для максимального обеспечения защиты от поражающих факторов ядерного взрыва у Ил-80 отсутствуют иллюминаторы, а количество люков сокращено до минимума.

Визуально от своего прототипа Ил-86 советский «самолет Судного дня» отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Кроме того, Ил-80 оснащен всеми возможными видами связи, включая оборудование для связи с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве.

Как и в США, в СССР было создано четыре «самолета Судного дня», однако на вооружение они были окончательно приняты лишь в 1992 году, то есть уже после распада СССР.

В 1997 году российские «самолеты Судного дня» были переданы в сформированную 3 Авиационную эскадрилью, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Списать нельзя модернизировать

Вопрос о целесообразности использования «самолетов Судного дня» в последние годы активно обсуждался в военном руководстве как США, так и России.

В 2004 году администрация президента Джорджа Буша сняла с режима 24-часовой готовности Е-4В и они стали использоваться для международных визитов, а также как временные штабы в случае возникновения стихийных бедствий национального масштаба. В 2006 году министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что «самолеты Судного дня» будут списаны до 2009 года. Затем, однако, этот срок был продлен до 2015 года. А в начале 2015 года стало известно, что главный финансист министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в Конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования, установленного на президентских лайнерах и воздушных командных пунктах управления всеми вооруженными силами США. Два самолета Boeing 747-200B, на которых летает глава государства, и четыре E-4B Nightwatch, являющиеся мобильными командными пунктами, должны получить высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой надежности и пропускной способности. Вряд ли расходы на обновления, оценивающиеся в 79 миллионов долларов, могут относиться к «списываемым» лайнерам.

Работы над третьим поколением уже ведутся

В России после некоторых колебаний также была сделана ставка на обновление «самолетов Судного дня», однако одним обновлением средств связи дело не ограничилось. По сути, на базе все того же самолета Ил-80 создан абсолютно новый комплекс управления Вооруженными силами с применением всех современных технологий.

Китай