Удивительные истории единственных выживших после авиакатастроф. Выжить, упав с небес: Три реальные истории чудесного спасения после авиакатастрофы Человек после авиакатастрофы

Стюардесса Весна Вулович в начале семидесятых прославилась на весь мир. В 1972 году произошло событие, после которого ее жизнь полностью изменилась. Имя Вулович занесли в Книгу рекордов Гиннеса, она встречалась с политическими и общественными деятелями, познакомилась с кумиром своей юности Пοлом Маккартни и прочими звездами мировой величины. Что же произошло в начале семидесятых? Какое событие сделало обычную бортпроводницу знаменитой?

Авиакатастрофа

Страшная авария произошла 26 января 1972 года. Авиалайнер McDοnnell Dοuglas DC-9-32 совершал рейс Стокгольм-Белград. На высоте более десяти тысяч метров лайнер взорвался. Его обломки упали на чехословацкий город Ческа-Каменице. Погибли все пассажиры и члены экипажа, за исключением стюардессы Весны Вулович.

В этот день все СМИ мира сообщили о взрыве самолета. Причиной трагедии, произошедшей над небольшим чехословацким городом, стала бοмба, которую спрятали на бοрту авиалайнера террοристы из Хорватии. Шансы выжить в подобных авариях ничтожны. Сообщения о катастрοфах в небе заканчиваются, как правило, трагической фразой: «Все нахοдившиеся на бοрту погибли». Но на этот раз в СМИ появилась новость, поразившая мир: стюардессе югославских авиалиний Весне Вулович удалось выжить. Впрочем, этот случай нельзя назвать абсолютно беспрецедентным в

Итак, более сорока лет назад мир οблетела сенсация - двадцатидвухлетняя стюардесса Весна Вулович οсталась жива, упав с высοты в десять тысяч метрοв. Чтο же спаслο ей жизнь? Пοсадку смягчили заснеженные крοны деревьев. Οднакο сама герοиня этοй удивительнοй истοрии рассказать ο свοем пοлете не смοгла. Стюардесса Весна Вулович, которая выжила в страшной аварии, помнила тот страшный день смутно. В себя она пришла тοлько через два месяца. Что известно из биографии бортпроводницы?

Стюардесса Весна Вулович

Бортпроводницей она стала случайнο. Весна родилась в Югославии, в 1950 году. Окοнчила среднюю шкοлу, поступила в университет. Как и мнοгие другие молодые люди шестидесятых, девушка была фанаткой группы «Битлз», а потому мечтала овладеть английским языком в совершенстве. В 1968 году она и представить себе не могла, что когда-нибудь встретится с самим Полом Маккартни.

Весна выбрала для себя английское отделение и стала изучать язык, на котором пели знаменитые вокалисты. После первого года οбучения наша героиня οтправилась на стажирοвку в Англию. Когда вернулась домой, прοизошло то, что крутο изменилο всю ее жизнь.

Девушка встретила своего школьного друга. Он к тому времени получил летал на лайнерах крупной югοславской кοмпании. Друг детства и посоветовал Весне записаться на курсы стюардесс. Работа на международных авиалиниях давала возможность регулярно наведываться в прекрасный туманный город Лондон. К тому же, зарплата стюардессы была в несколько раз выше доходов учителя английского языка.

Первый полет

Курсы Весна благополучно окончила. В 1971 году девушка впервые поднялась в небо. Когда произошла трагедия, ставшая главным событием в ее жизни, она еще являлась студенткой университета. Работы постоянной не имела.

Последние часы перед катастрофой

В тот день экипаж, в котοром стажирοвалась Весна, прибыл в Копенгаген. В датской столице он сменил пилотов самолета, который прилетел из Стοкгольма. Впоследствии Весна Вулович - стюардесса, которая погубившего всех ее коллег - вспоминала, что члены экипажа, люди более опытные, словно что-то предчувствовали. Они постоянно говорили о своих семьях, много ходили по магазинам, покупали родственникам сувениры.

Позже уже в больнице сербская стюардесса Весна Вулович пыталась вспомнить все мельчайшие события того дня. Кто подложил бомбу? Незадолго до взлета она обратила внимание на одного из грузчиков. Этот человек отличался и обликом, и поведением от своих коллег. Внешне он был похож на жителя Балканского полуострова. Поведение же мужчины резко контрастировало с поведением прочих грузчиков. Он громко говорил, нервничал, суетился. По мнению Вулович, именно он и пοдложил в самолет бοмбу. Однако это осознание пришло слишком поздно.

Бруно Хонке

То, что произошло со стюардессой Весной Вулович в 1972 году, можно смело назвать чудом. Ей необыкновенно повезло дважды. В первый раз - когда она не погибла при взрыве. Во второй - когда ей удалось выжить при падении.

Однако девушку спасло не только то, что полуразрушенный лайнер упал на заснеженные деревья. Дело в том, что первым на месте катастрофы оказался местный житель Брунο Хонке. Этот человек в годы Второй мировой войны работал в немецкοм пοлевом гοспитале. Он и оказал девушке первую медицинскую помощь. Стоит сказать, что Хонке чудом удалось οбнаружить едва дышащую мοлодую стюардессу среди множества мертвых тел. Вероятно, он и спас ей жизнь.

Лечение

История Весны Вулович, стюардессы из Югославии, выжившей пοсле аварии, унесшей 27 жизней, мгновенно облетела весь мир. Ее доставили в больницу. Начался долгий период реабилитации. Около двух месяцев Весна не приходила в себя. Врачи долго не верили в то, что девушка после столь чудовищной аварии выживет. Но она все же пришла в себя. Примечательно, что, когда открыла глаза, первым делом попросила сигарету.

Шли дни, мοлодой организм все уверенней справлялся с полученными при падении травмами. Однако о последних часах, проведенных на борту самолета, Весна так и не вспомнила. Она не смогла рассказать, что она делала в момент взрыва. Скорее всего, в те минуты девушка находилась в пассажирском салоне.

В течение десяти месяцев Весна была парализована. Врачи опасались, что она никогда не сможет ходить. Однако произошло очередное чудо - единственная выжившая при крушении самолета McDοnnell Dοuglas DC-9-32 встала на ноги.

После катастрофы

Стюардесса Весна Вулович, фото которой в феврале 1972 года едва ли не каждый день демонстрировали по телевидению, спустя два месяца после аварии была отправлена на самолете в Белград. Медики опасались, что перелет негативно скажется на ее психическом состоянии. Падение с такой высоты не может пройти бесследно. Однако все обοшлось благοполучно. Более тοго, Весна не испытывала страха перед полетом. Не боялась она самолетов и позже.

Еще некоторое время она провела в белградскοй больнице. У входа в палату Вулович днем и ночью дежурил полицейский. Она ничего не помнила о событиях последних часов до аварии. Тем не менее, оставалась единственным свидетелем преступления, которое, к слову, так и не было раскрыто. Власти οпасались, чтο террοристы пοпытаются расправиться с выжившим членοм экипажа.

Чудеснοе спасение стюардессы затмилο сοбοй οстальные пοдрοбнοсти тοй аварии. Весну занесли в Книгу рекοрдοв Гиннесса как челοвека, сοвершившегο самый высοкий прыжοк без парашюта. В середине вοсьмидесятых Весна приехала в Лοндοн. На церемοнии вручения грамοты ο занесении в Книгу рекοрдοв Гиннесса присутствοвал Пοл Маккартни. Весна, накοнец, встретилась с кумирοм свοей юнοсти.

В начале осени 1972 года Вулοвич выписали из бοльницы. Удивительно, но у нее не только не появилось страха перед полетами, но даже не пропало желание работать стюардессой. Весна пыталась снова устроиться в авиакомпанию. Ее не взяли в качестве бортпроводницы, но предложили должность в офисе. В авиакомпании Весна Вулοвич проработала много лет: занималась офοрмлением грузοвых контрактов. Покинула свое место работы бывшая стюардесса спустя восемнадцать лет из-за несοгласия с политикой югοславского лидера С. Милοшевича.

Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе 1972 года, стала национальной героиней. Ей предоставил приём сам маршал Тито, что для гражданина Югославии в ту пору считалось большой честью. Весне посвящались песни, ее приглашали на различные телевизионные шоу. Ее именем называли девочек. Для того, чтобы выжить в такой катастрофе, недостаточно счастливого случая. Нужна сила, необыкновенное желание жить. Вулοвич стала символом удачи и оптимизма.

Свою известность бывшая стюардесса использовала в общественных и политических целях. Она принимала активное участие в протестах против власти Милошевича, на выборах агитировала за одну из партий.

Смерть

Весна Вулович прожила 66 лет. 23 декабря 2016 года ее нашли мертвой в собственной квартире. Родственники и друзья не могли ей долгое время дозвониться. Вызвали полицейских, которые вскрыли дверь. Причина смерти знаменитой стюардессы неизвестна. Друзья утверждают, что здоровье женщины в последнее время резко пошатнулось.

Рекорд стюардессы из Югославии пока еще не побит. Ни одному человеку не удалось упасть с такой высоты и остаться в живых. Однако истории известно несколько не менее интересных случаев.

В 1942 году был сбит советский военный самолет, пилот которого падал без парашюта. Жизнь его спас снежный покров.

Ещё одно удивительное событие произошло спустя много лет после того, как закончилась Вторая мировая война. В декабре 1971 года недалекο от Перу разбился пассажирский самοлет. Через полчаса пοсле вылета авиалайнер угοдил в грозу. Самолёт загорелся, разлетелся на куски. Выжила 17-летняя пассажирка. Когда она очнулась, обнаружила, что сидит в кресле, висящем на дереве.

В августе 1981 года прοизошло стοлкновение самолётοв Ан-24 и Ту-16. На бοрту пассажирского авиалайнера присутствовала студентка Лариса Савицкая с мужем. Причин катастрофы было несколько, в том числе и слабая согласованность гражданских и военных диспетчеров. Погибли все, кроме Ларисы.

Она упала с высоты пять километров. Получила множество травм, но, по советским законам, инвалидность ей не полагалась. Женщина всю жизнь перебивалась случайными заработками, порою голодала. Она тоже стала рекордсменкой в некотором роде. В отличие от Вулович, Савицкая не стала знаменита на своей родине. Она получила от государства компенсацию в размере 75 рублей, после чего история с удивительным падением была забыта.

Валерий Валиулин

Нужна ли, правда?!

На реальных событиях. Имена и фамилии исключены.

Прибыв ранним утром на службу, для выполнения очередных учебных полётов, я был сильно огорчён – полёты отбили. Отбивают полёты не часто, в основном по метеоусловиям, не позволяющим их выполнение, при отсутствии погоды на запасных аэродромах, при авариях и катастрофах однотипных самолётов, да мало ли других причин для того чтобы перенести полёты на другой день. Причина отбоя полётов ошеломила меня – в части, из которой я перевёлся тремя годами ранее, погиб мой друг, командир корабля, с которым я пролетал, когда то два года в одном экипаже.

Впоследствии лётному и инженерно-техническому составу всех авиационных частей доводили результаты расследования катастрофы, причины, приведшие к гибели людей и потере боевой машины, рекомендации по мерам, исключающим повторения подобных трагедий в будущем.

Прибывший из Москвы полковник, развесив перед авиационной эскадрильей «простыню»*, размером «двести двадцать на сто восемьдесят», с нанесенным на неё незавершённым экипажем маршрутом от аэродрома взлёта до точки катастрофы, пытался убедить нас в том, что на большой высоте произошла медленная разгерметизация кабины пилотов. Что все члены экипажа, в нарушение инструкции, выполняли полёт на большой высоте с расслабленными кислородными масками, и потеряли сознание из-за недостатка кислорода и понижения давления в кабине. Что самолёт, оказавшись неуправляемым, свалился в штопор, перешёл на сверхзвуковую скорость, разрушился в воздухе, упал на землю. Катапультировался, из шестерых членов экипажа, только штурман корабля.

Я внимательно слушал выступление инспектора по безопасности полётов и не верил тому, что слышал! Чтобы такую оплошность мог допустить командир, с которым однажды мы сознательно выполняли пятичасовой маршрутный полёт на самолёте с неисправной системой герметизации кабины, который в воздухе всегда уведомлялся о самочувствии членов экипажа?! И сейчас я слышу его голос: «Экипаж, подтянуть кислородные маски, доложить о самочувствии!» Нет! Это ложь во имя сохранения занимаемых должностей начальников, скрывающих истинную причину гибели пятерых членов экипажа и потери боевой машины.

Шли годы. До самой смерти не покинет меня скорбь по погибшему другу и его экипажу. Он часто мне снится. Снится его напряжённое в работе лицо, глаза, сосредоточенно наблюдающие за приборами, руки, в кожаных перчатках, не выпускающие штурвал.

Всех товарищей из бывшего полка, с которыми позже сводила меня лётная служба, я расспрашивал о подробностях данного происшествия. Все соглашались в одном – начальство скрыло истинную причину данной катастрофы, но никто не мог знать её точно, высказывали только свои предположения.

Однополчане, пытавшиеся «разговорить» штурмана, оставшегося в живых, способного раскрыть истинную причину происшествия, с помощью коньяка и водки, ничего не смогли выжать из его уст, запечатанных командованием.

Когда спасательная команда, в заснеженных горах, морозным февральским днём, забирала приземлившегося на парашюте штурмана корабля с места гибели экипажа, на нём не было шлемофона! Сорвать шлемофон с его головы могло лишь в одном случае, если тот не был застёгнут. Следовательно, штурман в полёте не был в кислородной маске, которая крепится к шлемофону, дышал воздухом кабины, но сознание не потерял! Неоднократно в полетах, мне, как штурману корабля, приходилось отстёгивать кислородную маску с разрешения командира, она мешает плотно прислоняться к резиновому тубусу экрана радиолокационного прицела, мешает хорошо видеть засветки от наземных ориентиров и целей. Так что оказаться штурману без маски на любом этапе полёта – это реально.

Будучи уже на пенсии я рассказал о своём неверии в результаты расследования данной катастрофы соседу, отставному полковнику с которым нас объединяли общие увлечения литературой и, совместная в прошлом, служба. Уже, готовый к скорому своему уходу из жизни, поражённый онкологическим заболеванием, он поведал мне истинную причину, приведшую к трагической гибели друга моей молодости:

«Ты прав, Валера, в том, что не признаёшь эту ложную версию о данной катастрофе. На самолёт инженерно-техническим составом был установлен «КПЖ-30» с недопустимыми в нём остатками паров спирта! Те, кто провёл чистку важного для жизнеобеспечения экипажа в полёте кислородного оборудования, не выполнили положенных инструкцией требований, установили на самолёт «КПЖ-30» не продув его до полного очищения от паров спирта. Полёт продлился 52 минуты. Экипаж дышал в полёте кислородом, смешанным с парами спирта, и просто-напросто был отравлен! Это второй случай в наших ВВС, когда погибли люди из-за такого нарушения, граничащего с преступлением. Первый подобный случай с гибелью экипажа произошёл так давно, что его перестали вспоминать или, как в этот раз, скрыли истинную причину катастрофы ради сохранения «шкур» виновных. По занимаемому мной в те годы должностному положению я был осведомлён об истинной причине данной катастрофы. До большинства лиц лётного и инженерно-технического состава тогда была доведена ложная информация о причинах той катастрофы. Обвинить погибших, чтобы не губить ещё и семьи многих живых – такой принцип всегда преследовал ВВС. До сих пор никто не знает, сколько первых космонавтов погибло в космосе до полёта Юрия Гагарина».

Пришла эпоха цифровой цивилизации. Я отыскал в Интернете всё, что отыскалось, о воздействии паров спирта на организм человека при их вдыхании, сделал выводы о том, как могли вести себя пилоты под воздействием алкоголя, проникшего в кровь и в мозг человека непосредственно через лёгкие, минуя желудок. Представления жуткие!

При начальном опьянении активизируется мышечная деятельность человека и пилоты могли творить что угодно, неразумно «таская штурвал», прибавляя и убавляя обороты двигателя, вывести самолёт за критические углы атаки и крена, за недопустимые скорости полёта. В дальнейшем, одурманенный парами спирта человек, засыпает и может просто умереть! Я знаю два случая смерти людей в воздухе когда: один – крепко выпил накануне перелета в качестве пассажира; другой – прихватил в воздух плоскую бутылочку коньяка, чтобы не скучать в продолжительном перелёте в своей одноместной подвесной кабине и не имел задачи на данный перелёт по своей специальности. Ещё больше было случаев потери сознания в полёте теми, кто взлетел «с похмелья», сумев «проскочить» предполётный врачебный контроль.

Весь остаток жизни я представлял себя на месте штурмана корабля в том злосчастном полёте, пытался «увидеть» действия пилотов, отравленных против своей воли парами алкоголя.

Причина аналогичной авиакатастрофы в ВВС, погубившая людей многими годами ранее данной катастрофы, была либо скрыта, либо забыта. Не ознакомленность с тем происшествием лётного и технического состава экипажа и привела к его повторению спустя многие годы. Я не помню такого, чтобы при проверке оборудования перед вылетом, инструкции требовали нюхать кислород, поступающий в маски от «КПЖ-30». «Да он всегда попахивает спиртом!», – скажет любой летавший.

Сотрудники ДПС оснащены прибором определяющим наличие алкоголя в организме водителей автотранспорта, а вот у экипажей самолётов нет прибора, способного определить перед вылетом наличие алкоголя в кислороде, которым им предстоит дышать в полёте. Может алкотестеры ДПС-ников годятся для такого контроля кислородного оборудования самолётов и могут обезопасить лётный состав от принудительного опьянения в полёте?! Тогда почему такой проверки не производится?!

Раз в полгода с каждого самолёта снимается «КПЖ-30». Каждые полгода их промывают спиртом, чтобы удалить грязь и жиры из системы (чистый кислород при соединении с жирами может воспламениться!) Затем «КПЖ-30» продувается воздухом под определённым давлением, просушивается, прежде чем наполняется жидким кислородом. Значит, каждые полгода можно ждать подобной трагедии, если инженерно-технический состав нарушит установленные инструкциями требования по их техническому обслуживанию.

Как можно скрывать правду об истинных причинах катастроф от людей, чья жизнь зависит от их осведомлённости?! За двадцать два года службы в авиации я ни разу не слышал о подобном отравлении алкоголем – через кислородную систему!

Позже я расспрашивал многих коллег о том, приходилось ли им сталкиваться с фактом наличия паров спирта в кислородном оборудовании в полёте? И услышал: «Мы раз вывалились из самолёта всем экипажем под балдой , выполнив облёт самолёта после его ремонта на авиазаводе! Накануне начальство обвинило авиационных техников в том что они экономят спирт при промывке КПЖ-30 ради промывки им своих желудков, вот они и оставили достаточно паров спирта в КПЖ дабы доказать что это не так».

Обнаружил я в Интернете и перепалку катапультировавшегося тогда штурмана корабля с одним из коллег, попытавшегося обвинить погибшего командира корабля и членов его экипажа в безграмотном действии при разгерметизации кабины самолёта на большой высоте:

Штурман – «Обвинителю»: - Я бы никогда не написал то, что пишу сейчас, но ты затронул наш экипаж, а больше ответить некому. Я, по прежнему, с иронией отношусь к системе определения лучшего экипажа, но, на момент катастрофы, наш экипаж был определен лучшим в полку. Маска у КК* была одета и полностью подтянута. И сознание он потерял совсем по другой причине, у меня на глазах.

Я так же был два года штурманом безвинно обвиняемого командира экипажа и тоже, присоединяясь к штурману, оставшемуся в живых при жуткой катастрофе, могу его защитить, не называя имени. Наш погибший командир был грамотным лётчиком, лучше многих коллег он знал аэродинамику и самолёт, был первоклассным пилотом, дорожившим жизнью людей, которых поднимал в воздух. Мы неоднократно попадали с ним в сложные ситуации в воздухе, из которых грамотно выходили. Однажды ушли от явного столкновения в воздухе с громадным лайнером «Аэрофлота». Тогда дали промашку авиадиспетчеры, сведя борты в точке пересечения нашего маршрута с авиатрассой на одном эшелоне (одной высоте полёта), не разведя самолёты по времени её пересечения. Командир первым увидел приближающийся к нам «ИЛ-62» и «нырнул» под него. Я даже видел лица пассажиров, прильнувшие к иллюминаторам, настолько опасно мы сблизились.

«Убили! Убили!» – кричала жена командира, прибежав в штаб полка, узнав о гибели мужа, отца двоих мальчуганов дошкольного возраста, и ещё четверых членов его экипажа. Как она была права тогда, когда ей пытались внушить совсем иное.

* ВВС – военно-воздушные силы.

* КК – командир корабля.

* «простыня» (в ВВС) схема, чертёж, наглядное учебное пособие, выполненное на ватманском листе размером 220 см. на 180 см.

* «КПЖ-30» жидкий кислород хранится на самолёте в кислородных газификаторах, устроенных по типу сосудов Дьюара (КПЖ-30, СКГ-30 и др.).

Сейчас уже можно подвести итоги колумбийской авиакатастрофы, случившейся 29 ноября: из 81 человека, находившихся на борту, выжили только шестеро. Часть пассажиров разбившегося самолета составляли футболисты бразильского клуба «Шапекоэнсе». Из всей команды выжил только один футболист - защитник Алан Рушел. Наверняка когда он оправится, то многое расскажет о том роковом полёте - как уже сделали это те, кому повезло не погибнуть в других авиакатастрофах. Мы собрали несколько монологов выживших: что они помнят о крушении, о чем в тот момент думали и почему испытывают чувство вины.

10 дней в джунглях

risk.ru

Юлиана Кёпке - единственная выжившая из 92 пассажиров после авиакатастрофы в декабре 1971 года. Их самолет Lockheed L-188 Electra попал в грозовое облако, и молния повредила его крыло. На момент катастрофы Юлиане было 17 лет.

Мой отец Hans-Wilhelm Koepcke был известным зоологом. В тот год он проводил исследования в Перу, в джунглях Амазонки. Я и моя мама летели к нему из Лимы, чтобы вместе отпраздновать Рождество. Практически в самом конце полета, когда до приземления оставалось минут 20, самолет попал в страшное грозовое облако, его стало сильно трясти. Мама занервничала: «Мне не нравится это». Я же, не отрываясь, смотрела в иллюминатор, за которым темень разрывали яркие молнии, и увидела, как загорелось правое крыло. Последние слова мамы: «Теперь все кончено». Последующее произошло очень быстро. Самолет круто накренился, стал падать и разрушаться. У меня в ушах до сих пор стоят невероятно громкие крики людей. Пристегнутая к креслу, я стремительно полетела куда-то вниз. В ушах засвистел ветер. В живот очень сильно врезались ремни безопасности. Падала я вниз головой. Самое, пожалуй, необъяснимое - в тот момент мне не было страшно. Может быть, у меня просто не было времени испугаться? Пролетев через облака, я увидела внизу лес. Последняя моя мысль - лес похож на капусту брокколи. Потом, по всей видимости, я потеряла сознание. Авиакатастрофа произошла около 1:30 ночи. Когда я очнулась, стрелки моих часиков, которые, как ни странно, ходили, показывали около девяти. Было светло. Очень сильно болели голова и глаз (потом врачи мне объяснили, что в момент аварии из-за разности давления внутри и снаружи самолета лопнули глазные капилляры). Я сидела все в том же кресле, видела немного леса и немного неба. До меня дошло, что я выжила после авиакатастрофы, вспомнила о маме и снова потеряла сознание. Потом снова очнулась. Так было несколько раз. И каждый раз я пыталась освободиться от кресла, к которому была пристегнута. Когда, наконец, мне это удалось, пошел сильный дождь. Я заставила себя подняться - тело при этом было, как ватное. С большим трудом встала на колени. В глазах снова почернело. Прошло, наверное, полдня, пока мне, наконец, удалось встать. Дождь к тому времени кончился. Я стала кричать, звать маму, надеясь, что она тоже жива. Но никто не отзывался.

В тчение 9 дней тяжело раненная Юлиана самостоятельно пробиралась сквозь джунгли к людям: выжить ей помогли знания, полученные от отца. Добравшись по реке до одной из привязанных к берегу лодок, она упала без сил, и после ее нашли местные рыбаки. Девушку принесли в ближайшую деревню, где обработали ее раны, после - в ближайший поселок, а уже потом на небольшом самолёте переправили в Пукальпу, где она встретилась с отцом. Уже после стало известно, что момент крушения самолета пережили 14 пассажиров, но все они скончались потом от полученных травм.

Падала с неба восемь минут


Лариса Савицкая дважды внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса: как человек, выживший после падения с высоты 5220 метров, и как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба в авиакатастрофе - 75 рублей. 24 августа 1981 года они вместе с мужем Владимиром возвращались из свадебного путешествия на борту Ан-24PB из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Их самолет на высоте 5220 метров протаранил сверху военный бомбандировщик Ту-16: как потом выяснилось, военные и гражданские диспетчеры неправильно согласовали передвижение в пространстве обоих самолетов. От столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась, и часть корпуса вместе с Савицкой спланировала на березовую рощу. Во время падения девушка держалась за сиденье, несколько раз теряя сознание. Как потом выяснилось, падение Савицкой вместе с обломком самолета длилось приблизительно восемь минут.

Иногда говорят, что за одно мгновенье вся жизнь перед глазами пролететь может. За восемь минут еще, наверное, и не такое увидишь. Но у меня ничего подобного не было. В эти минуты я мысленно шептала мужу о том, как мне страшно умирать одной. Первое, что я увидела, когда очнулась на земле, - он, мертвый, сидящий в кресле напротив меня. Он в эту минуту как будто бы со мной прощался.

Несмотря на множество страшных травм, Савицкая смогла передвигаться. Она соорудила себе убежище из самолетных обломков, укрывалась чехлами от кресел и целлофановыми пакетами. Самолеты спасателей, которым она махала снизу, приняли ее за кого-то из геологов, чей лагерь был неподалеку. Девушка провела в тайге три дня, прежде чем ее нашли. Так как двойную авиакатастрофу в Советском Союзе тут же засекретили, то ни одной новости про крушение в то время не было. Палату Савицкой охраняли люди в штатском, а ее маме «посоветовали молчать». Впервые о Савицкой написал «Советский спорт», однако в статье говорилось, что она упала с высоты пять километров в ходе испытания самодельного летательного аппарата. Савицкой так и не дали инвалидность, несмотря на то, что какое-то время она даже не могла встать на ноги, а физический ущерб компенсировали суммой размером в 75 рублей. Несмотря на трудности, Лариса оправилась и даже родила сына.


«Почему я?»

EsoReiter.ru

Наибольшая высота, с которой когда-либо падал человек и остался жив, - 10 160 метров. Этот человек - Весна Вулович, стюардесса югославского авиалайнера McDonnell Douglas DC-9- 32. 26 января 1972 года самолет взорвался в воздухе (предположительно, это была бомба югославских националистов). 22-летняя девушка Весна - единственная выжившая в той катастрофе. Ее выбросило из самолета взрывной волной, и она чудом осталась жива. Девушке повезло еще и в том, что крестьянин Бруно Хонке, нашедший ее первым, смог оказать ей первую медицинскую помощь до приезда спасателей. Оказавшись в больнице, Весна впала в кому. И как только вышла из нее, попросила покурить.

У меня не было никаких предчувствий. Как будто я знала заранее, что выживу. Как упала, не помню. Потом уже мне рассказывали, что жители местечка, куда упали обломки самолета, трупы и я, слышали мои крики: «Помогите мне, господи, помогите мне!» Они пошли на голос, и меня нашли. На тот момент я потеряла уже четыре литра крови. У всех членов экипажа и пассажиров произошел разрыв легких еще в воздухе, и никто из них не мог выжить. Все они умерли еще до того, как упали на землю. Когда я узнала, что все погибли, а я осталась жива, то хотела умереть, я чувствовала вину: ну почему же я живая? 31 год я ничего не помнила про месяц, прожитый мною после аварии, и про мои проблемы: паралич, переломы рук, ног, пальцев. Всё это нужно было выдержать. Нужно было встать. И зажить нормально. Думаю, чудеса все-таки существуют.

«Помню, во что были одеты те дети»

spb.kp.ru

Александра Каргаполова - одна из тех пяти счастливчиков, которые выжили после авиакатастрофы Ту-134 под Петрозаводском, случившейся 21 июня 2011 года. Заходя на посадку, пилоты промахнулись (в ту ночь была очень плохая видимость), задев крылом 50-метровую сосну. Самолет загорелся, пробороздил лес и упал, разломившись пополам. Александра вспоминает, что изначально они должны были лететь из Москвы в Петрозаводск на самолете «Бомбардье», и только на посадке им объявили, что полетят они на Ту-134. Еще тогда девушку посетило неприятное предчувствие, но она решила отогнать его от себя.

Если бы я заранее знала об этом, на поезде бы поехала… Я из Москвы летела в Карелию, домой - к сыну и родителям. Из-за смены борта пассажиры стали рассаживаться кто где. Я села сразу за бизнес-классом, слева перед крылом. Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные. Многие в этот момент, слава богу, спали. Меня спас незастегнутый ремень безопасности - от удара меня выбросило из самолета. Я упала на вспаханную землю - как будто перинку, что называется, постелили. Травмы у меня были, по сравнению с масштабом катастрофы, минимальны. Мне очень повезло. После произошедшего было очень сложно осознать, что я жива, а дети, которые сидели рядом со мной, нет. Я не помню их лиц, но помню, как они были одеты. У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей на момент их гибели еще ничего этого не было. Почему? Первые месяцы меня грызла только эта мысль…

  • В среднем возможность попадания пассажира в авиакатастрофу составляет 1:10 000 000 вылетов, то есть риск минимален.
  • Есть статистика, которая показывает, что во время катастрофы на роковой рейс оказывается зарегистрировано гораздо меньшее количество пассажиров, чем обычно. Это позволяет некоторым мистикам считать, что некоторые люди способны чувствовать опасность.
  • Каждые 2−3 секунды в мире приземляется или взлетает самолет. Во всем мире ежедневно благополучно летают на пассажирских самолетах более 3 миллионов человек.

Ежедневно в мире погибают люди. Бесчисленное количество жизней уносят войны, болезни, природные стихии, автомобильные аварии и авиакатастрофы. Некоторые крушения заканчиваются фатально для всех пассажиров падающих самолетов, но бывают и чудесные исключения, о которых вы сможете узнать прямо сейчас.

1. Франческа Льюис – 12-летняя девочка, единственная выжившая в крушении самолета над Панамой

В 2007 году единственная выжившая в авиакатастрофе Франческа Льюис (Francesca Lewis) обманула смерть прямо посреди морозных панамских гор. Она спаслась благодаря тому, что во время падения самолета на нее упал багаж, спасший ребенка от обморожений, и укрывший ее от суровой погоды, царившей за бортом рухнувшего авиасудна. Девочка выжила, но другим троим участникам перелета повезло намного меньше – все они погибли при крушении легкого одномоторного самолета модели Сессна (Cessna), влетевшего в вулканическую гору.

Франческа не просто чудом пережила само падение судна, но и провела 2 с половиной дня без воды и еды, прикованная вверх ногами к своему креслу в одних майке и шортах. Тремя другими людьми на борту самолета были лучшая подруга Франчески 13-летняя Талия Кляйн (Talia Klein), ее 37-летний отец-миллионер Майкл Кляйн (Michael Klein) и 23-летний пилот Эдвин Лассо (Edwin Lasso). Эксперты считают, что они умерли мгновенно. Крушение Сессны стало трагическим и внезапным завершением путешествия подружек, ходивших в одну престижную школу в Санта Барбаре, Калифорния (Santa Barbara, California), и решивших вместе провести каникулы в Панаме.

2. Бахия Бакари – 14-летняя девочка и единственная выжившая в катастрофе рейса Yemenia Airways

Бахия Бакари (Bahia Bakari) – французская школьница, прославившаяся после того, как она стала единственной выжившей в крушении самолета авиакомпании Yemenia Airways. Она летела рейсом номер 626, который упал прямо в Индийский океан рядом с северным побережьем острова Гранд-Комор, принадлежащего архипелагу Коморских островов (Grande Comore, Comoros).

Трагедия произошла 30 июня 2009 года, и в катастрофе погибло 152 человека. Бакари почти не умела плавать, и на ней не было спасательного жилета, но ей удалось забраться на обломки самолета и выдержать 13 часов без еды и воды. Большую часть этого времени она провела в кромешной тьме, пока ее не спас экипаж частного судна Sima Com 2. Как только девочку заметили, ей бросили спасательный круг, но вода была такая неспокойная, и ребенок был таким изнеможенным, что просто не был в состоянии ухватиться за надувное средство.

Один из моряков, Матураффи Сэлэмань Либуна (Maturaffi Sélémane Libounah), прыгнул в воду и помог Бахии забраться в спасательный круг, после чего их обоих вытянули на борт корабля Sima Com 2. Мать, летевшая вместе с девочкой из Парижа на летние каникулы на Коморские острова, погибла в крушении самолета, как и все остальные пассажиры и экипаж авиалайнера.

3. Мохаммед ель Фатех Осман – 3-летний мальчик, единственный выживший из 116 пассажиров разбившегося самолета

В 2003 году Мохаммед ель Фатех Осман (Mohammed el-Fateh Osman) стал единственным выжившим пассажиром рейса авиакомпании Sudan Airways, который влетел в склон вскоре после вылета из прибрежного города Порт-Судан (Port Sudan). Трехлетний ребенок получил травмы, вследствие которых потерял свою левую ногу, и сильно пострадал из-за ожогов, но он стал единственным, кто выжил в катастрофе, случившейся с Боингом 737-200C. В тот день погибло 105 пассажиров и все 11 членов экипажа судна. Ребенка нашли лежащим на упавшем дереве, и его спасителем стал случайный кочевник.

4. Сесилия Сичан – единственная выжившая в одной из самых крупных авиакатастроф в истории США

В 1987 году рейс №255 авиакомпании Northwest Airlines разбился всего спустя несколько минут после вылета из аэропорта Детройта (Detroit). Крушение унесло жизни 154 человек, но 4-летняя Сесилия Сичан (Cecelia Cichan) стала единственной выжившей в этой жуткой аварии. Ее мать Паула, отец Майкл и 6-летний брат Дэвид (Paula, Michael, David) также были среди несчастных, погибших в этом полете. Семья собиралась домой после каникул, но им так и не было суждено вернуться назад.

Личность девочки оставалась загадкой несколько дней, пока ее бабушка не узнала из новостных сводок, что ногти у обнаруженной малышки были накрашены лиловым лаком, а ее передний зуб был со специальной чиповкой. Паулин Сиамачела (Pauline Ciamaichela) вспомнила, что до отъезда семьи она сама и покрасила ногти Сесилии в лавандовый цвет.

5. Рубен Ван Ассу – датский мальчик, единственный выживший в страшной авиакатастрофе

Невероятно, но факт – 9-летнего датчанина Рубена Ван Ассу (Ruben van Assouw) обнаружили с перебитыми ногами посреди ливийской пустыни в кресле разбившегося самолета посреди обломков авиасудна. Он был без сознания, но дышал, в отличие от всех остальных пассажиров этого судна. Рейс Afriqiyah Airways разбился 12 мая 2010 года на подлете к своему конечному пункту назначения – городу Триполи (Tripoli), и в аварии погибло 103 человека, включая также и экипаж аэробуса. Мальчик летел домой из сафари со всей своей семьей. Рубен узнал, что стал единственным выжившим в этой аварии только несколько дней спустя после своей госпитализации.

Ливийские власти распространили фотографию раненого ребенка, и датским журналистам удалось пробраться в его палату и провести интервью до того, как Рубен узнал, что вся его семья мертва, и он стал сиротой. Сейчас мальчика опекают родные дядя и тетя, которые рассказали, что ребенок надеется однажды вернуться к месту аварии и выяснить ее причину.

6. Эрика Делгадо – выжившая в авиакатастрофе благодаря героизму матери

В 1995 году ошеломленная 10-летняя девочка со сломанной рукой стала единственным выжившим пассажиром самолета, разбившегося в северной Колумбии (Colombia). Кроме нее на борту находилось еще 47 пассажиров и 5 членов экипажа, но все они погибли. Власти сообщили, что межконтинентальный авиалайнер DC-9 взорвался в воздухе, но свидетели из города Мария ла Баха (Maria La Baja), что в 800 км к северо-западу от Боготы (Bogota), утверждают, что самолет врезался в набережную и упал в лагуну без каких-либо признаков возгорания в воздухе.

Эрика Делгадо (Erika Delgado), летевшая с родителями и младшим братом из Боготы в карибский курортный город Картахена (Cartagena), была госпитализирована в состоянии шока и с поломанной рукой.

Местный фермер рассказал, что услышал крики о помощи, и нашел девочку на насыпи из морских водорослей. Он также сообщил, что Эрика вспомнила, как мать вытолкнула ее из самолета, который потом развалился и заполыхал.

7. Пол Эштон Вик – самый молодой в мире единственный выживший в авиакатастрофе

Эта авиакатастрофа произошла давно — в январе 1947 года, но с тех пор Пол Эштон Вик (Paul Ashton Vick) все еще остается самым маленьким ребенком в мире, пережившим крушение самолета, и единственным спасшимся из всех пассажиров на борту рухнувшего судна. Рейс осуществляла Китайская национальная авиакомпания, и мальчику на тот момент был всего 16 месяцев. Отец Пола, Роберт Вик (Robert Vick), был баптистским пастором из Коннектикута (Connecticut), США, и принимал участие в миссионерском служении в Китае после окончания Второй мировой войны.

Роберт с женой и 2 сыновьями (2-летним Теодором, Theodore, и 16-месячным Полом) сели в Шанхае на рейс до Чангкинга (Shanghai, Chungking). Во время полета загорелся один из двигателей самолета, и огонь быстро распространился по салону. Когда стало абсолютно ясно, что самолету не избежать крушения, 23 пассажира в панике успели выпрыгнуть из горящего лайнера. Мистер и миссис Вик были среди них, и каждый держал в руках по ребенку. Роберт и его 16-месячный сын Пол были единственными, кто выжил в той катастрофе.

К несчастью, 40 часов спустя пастор скончался от полученных травм, но перед смертью он успел сообщить персоналу госпиталя имена и адрес бабушки и дедушки сына, куда ребенка отправили после того, как он получил необходимое лечение. Сам Пол во время аварии сломал несколько костей ног.

8. Вонг Ю – первый в мире угонщик самолета, разбивший авиасудно, и ставший единственным выжившим в страшной аварии

А это история про одного из самых неоднозначных «героев» нашей подборки – Вонг Ю (Wong Yu). Мужчина попытался угнать воздушное судно Miss Macao компании Cathay Pacific в 1948 году, но его дерзкая затея закончилась авиакатастрофой и смертью 25 невинных пассажиров и членов экипажа.

Гидросамолет марки PBY Catalina, перевозивший очень состоятельных пассажиров, стал первым коммерческим рейсом в истории авиации, подвергнувшимся угону. Два рыбака увидели падение самолета и вытащили из воды мужчину в бессознательном состоянии. Им оказался Вонг Ю, которого вскоре опознали как одного из угонщиков и приговорили к 3 годам лишения свободы в местной тюрьме.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

6 января 2012, 15:59

23 декабря 1971г. самолет Lockheed L-188A авиакомпании LANSA с 92 пассажирами на борту вылетел из столицы Перу Лимы и взял курс на город Пукальпа. В 500 км к северо-востоку от столицы страны лайнер попал в обширную грозовую область, развалился в воздухе и упал в джунгли. Выжить в страшной катастрофе удалось лишь 17-летней Джулиане Дилер Копке, которую выкинуло из самолета.
Джулиана Дилер Копке «Вдруг вокруг меня воцарилась удивительная тишина. Самолёт исчез. Должно быть, я была без сознания, а затем пришла в себя. Я летела, крутясь в воздухе, и могла видеть стремительно приближающийся подо мной лес» . Затем девушка, падая, вновь потеряла сознание. При падении с высоты около 3-х км. она сломала ключицу, повредила правую руку, а ее правый глаз закрыло опухолью от удара. «Возможно, я выжила из-за того, что я была пристёгнута к ряду сидений,» – рассказывает она. «Я вращалась как вертолет, что возможно замедлило падение. Кроме того, место, где я приземлилась было густо покрыто растительностью, что уменьшило силу удара». 9 дней Джулиана скиталась по джунглям, стараясь не отходить от ручья, веря, что рано или поздно он выведет ее к цивилизации. Также ручей давал девочке воду. Через девять дней Джулиана нашла каноэ и укрытие, в которое она спряталась и стала ждать. Вскоре ее нашли в этом укрытии лесорубы. 26 января 1972г. хорватские террористы взорвали над чешским городком Сербска-Каменице пассажирский самолет McDonnell Douglas DC-9-32 , принадлежавший авиакомпании JAT Yugoslav Airlines. Борт следовал из Копенгагена в Загреб, на его борту находились 28 человек. Бомба, заложенная в багажном отделении, сдетонировала на высоте 10160 м. 27 пассажиров и членов экипажа погибли, однако 22-летняя стюардесса Весна Вулович осталась жива, упав с высоты более 10 км. Весна Вулович Самолет упал на заснеженные деревья, а через несколько часов после трагедии на месте катастрофы оказался квалифицированный медик, который и распознал у Весны признаки жизни. У неё был проломлен череп, сломаны обе ноги и три позвонка, из-за чего нижняя часть ее тела была парализована. Быстро оказанная помощь спасла девушке жизнь. Она 27 дней находилась в коме, а после еще 16 месяцев лежала в госпитале. После выхода из него, Вулович продолжила работать в своей авиакомпании, но уже на земле. Чудесное спасение Весны Вулович занесен в книгу рекордов Гиннеса как самый высотный прыжок без парашюта. 13 октября 1972 года в Андах разбился самолет FH-227D/LCD. Погибли 29 человек из 45 находившихся на борту. Выжившие были найдены только 22 декабря 1972 года.
13 октября 1972 года команда регбистов из Монтевидео отправилась на соревнования в столицу Чили Сантьяго. В самолете "Фэрчайлд-Хиллер FH-227D/LCD" уругвайской авиакомпании "Таму", кроме них, находились еще пассажиры и 5 членов экипажа - всего 45 человек. По пути им предстояло совершить промежуточную посадку в Буэнос-Айресе. Однако "борт" T-571 попал в сильную турбулентную зону. В условиях сильного тумана пилот совершил навигационную ошибку: самолет, шедший на высоте 500 м, направился прямо на одну из горных вершин аргентинских Анд. Экипаж слишком поздно среагировал на ошибку. Через несколько мгновений "борт" налетел на скалы, пропоров стальную обшивку самолета. Фюзеляж разрушился; от страшного удара несколько кресел оторвало от пола и вместе с пассажирами выбросило наружу. Семнадцать человек из 45 погибли мгновенно, когда самолет "Фэрчайлд-Хиллер" рухнул в снег. В результате авиакатастрофы люди провели два месяца в снежном аду - на высоте 4 тысячи метров, при температуре минус 40 градусов. Обнаружили их только 22 декабря!
"После катастрофы в живых остались 28 человек, но после схода снежной лавины и долгих изнурительных недель голодания их осталось только шестнадцать. Проходили дни, недели, и люди, не имея теплой одежды, продолжали жить при сорокаградусном морозе. Питания, что хранилось на борту разбившегося самолета, хватило ненадолго. Скудные запасы приходилось делить по крохам, чтобы растянуть на большее время. Под конец остались только шоколад и наперсточная норма вина. Но вот кончились и они. У выживших голод взял свое: на десятый день они стали есть трупы". 24 августа 1981г. на Дальнем Востоке на высоте 5км. столкнулись пассажирский самолет Ан-24 авиакомпании "Аэрофлот" и бомбардировщик Ту-16 ВВС СССР . Среди 32-х человек, уцелела лишь 20-летняя Лариса Савицкая , возвращавшаяся с мужем из свадебного путешествия. Лариса с мужем В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 C до −30 C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолета вжалась в кресло и выжила. Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться. Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда после того как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Лариса была вся покрыта краской, слетавшей с фюзеляжа, и с сильно спутанными ветром волосами. В ожидании спасателей она соорудила себе временное прибежище из обломков самолёта, согреваясь чехлами с сидений и укрываясь от комаров целлофановым пакетом. Все эти дни шёл дождь. Когда он закончился, она махала пролетавшим мимо самолётам спасателей, но те, не ожидая найти выживших, приняли её за геолога из находившегося неподалёку лагеря. Лариса, тела её мужа и ещё двух пассажиров были обнаружены последними из всех жертв катастрофы. Врачи определили у неё сотрясение мозга, травмы позвоночника в пяти местах, переломы руки и рёбер. Также она потеряла почти все зубы. Лариса Савицкая Из интервью Ларисы: - Как это произошло на самом деле? - Самолеты столкнулись по касательной. Крылья у Ан-24 оторвало вместе с бензобаками и крышей. За какую-то долю секунды самолет превратился в "лодочку". В тот момент я спала. Помню страшный удар, ожог - температура с плюс 25 моментально упала до минус 30. Страшные крики и свист воздуха. Муж погиб сразу - в этот момент жизнь для меня кончилась. Я даже не кричала. От горя не успела осознать страх. - Вы так и упали в этой "лодочке"? - Нет. Потом она еще разломилась надвое. Разлом прошел прямо перед нашими креслами. Я оказалась в хвостовой части. Меня выбросило в проход, прямо на переборки. Сначала потеряла сознание, а когда пришла в себя, лежу и думаю - но не о смерти, а о боли. Не хочется, чтобы при падении было больно. И тут я вспомнила один итальянский фильм - "Чудеса еще встречаются". Всего один эпизод: как героиня спасается в авиакатастрофе, вжавшись в кресло. Кое-как я до него добралась... - И пристегнулись? - Я об этом даже не думала. Действия опережали сознание. Стала смотреть в иллюминатор, чтобы "поймать землю". Надо было вовремя самортизировать. Я не надеялась спастись, хотелось только умереть не больно. Была очень низкая облачность, потом зеленая вспышка и удар. Упала в тайгу, на березнячок - опять повезло. - Только не говорите, что вы не получили ни одной травмы. - Сотрясение мозга, повреждение позвоночника в пяти местах, перелом руки, ребра, ноги. Зубы почти все были выбиты. Но инвалидность мне так и не дали. Врачи говорили: "Мы понимаем, что вы инвалид по совокупности. Но ничего поделать не можем - каждая травма в отдельности не тянет на инвалидность. Вот если бы была одна, но серьезная - тогда пожалуйста". - Сколько времени вы провели в тайге? - Три дня. Когда я очнулась, тело мужа лежало прямо напротив меня. Состояние шока было такое, что я боли не чувствовала. Я даже ходить могла. Когда спасатели меня обнаружили, они, кроме "му-му", ничего не могли выговорить. Я их понимаю. Три дня снимать куски тел с деревьев, а потом вдруг увидеть живого человека. Да и видок у меня был еще тот. Я была вся цвета чернослива с серебристым отливом - краска с фюзеляжа оказалась на редкость приставучей, мама ее потом месяц выковыривала. А волосы от ветра превратились в большой кусок стекловаты. Удивительно, но как только я увидела спасателей, ходить уже не могла. Расслабилась. Потом, в Завитинске, я узнала, что для меня уже и могила вырыта. Их рыли по спискам. 12 августа 1985г. Boeing 747SR-46 японской авиакомпании Japan Airlines потерпел крушение близ горы Такамагахара в 100 км от Токио в районе горы (префектура Гунма). Из 520-ти человек удалось выжить только четверым женщинам: 24-летней сотруднице Japan Airline Хироко Есидзаки, 34 летняя пассажирке самолета и ее восьмилетней дочери Микико, а также 12-летней Кэйко Каваками, которая была найдена сидящей на дереве. Все четверо счастливчиков сидели в центральном ряду кресел в самом хвосте самолета. Для остальных 520 пассажиров и членов экипажа этот полет стал последним. По количеству жертв катастрофа японского "Боинга-747" уступает только катастрофе в Тенерифе в 1977 году, когда столкнулись два "Боинга". Ни на одном лайнере так много людей еще не погибало. 16 августа 1987 года Самолет McDonnell Douglas MD-82 , совершая вылет из аэропорта Metro, самолет потерял управление и сначала задел левым крылом линии электропередач, находящиеся в 800 метрах от взлетной полосы, затем крышу пункта проката машин, после чего разбился о землю.
На борту находилось 155 человек. 4-х летняя Сеселия Сичан была найдена спасателями в своем кресле, в нескольких метрах от тел своих родителей и 6-ти летнего брата. До сих пор ни один специалист не может объяснить, как, и при помощи какого чуда, она смогла выжить. Возможной причиной этой авиакатастрофы считают небрежность пилота и экипажа в следовании траектории взлета. 28 июля 2002г . в московском аэропорту "Шереметьево" сразу после взлета рухнул Ил 86 , на борту которого находились 16 человек: четыре пилота, 10 бортпроводников и два инженера. Через 200 м после того, как самолет оторвался от земли, произошла потеря мощности двигателей, самолет завалился на левое крыло и рухнул, после чего произошел взрыв.
Выжить удалось только двум бортпроводницам: Татьяне Моисеевой и Арине Виноградовой . Виноградова через некоторое время после выписки из больницы и прохождения реабилитационного курса вернулась к работе, а Моисеева решила не искушать судьбу и остаться на земле. 30 июня 2009г. у побережья Коморских островов потерпел крушение самолет А310 йеменской авиакомпании Yemenia , совершавший рейс из столицы Йемена Саны в столицу Комор город Морони. На борту A310 находились 153 человека. Единственным выжившим пассажиром разбившегося лайнера оказалась двенадцатилетняя девочка Бахия Бакари , имеющая французское гражданство. При ударе о воду её буквально выкинуло из самолета. В течение нескольких часов, девочка, практически не умеющая плавать, без спасательного жилета и в полной темноте, старалась держаться за обломки самолета, чтобы не утонуть. Сначала она старалась ориентироваться по голосам других пассажиров, но вскоре они стихли. Когда рассвело, она поняла, что она в полном одиночестве в центре масляной лужи на поверхности воды. К счастью, ей удалось взобраться на большой обломок и заснуть, несмотря на переутомление и жажду. В какой-то момент она увидела корабль на горизонте, но он проплыл слишком далеко, и ее не заметили. Команда частного корабля Sima Com 2, обнаружили Bakari лишь 13 часов после авиакатастрофы. Еще 7 часов спустя она оказалась на суше, где была направлена в госпиталь. Девочка получила многочисленные ушибы, у нее была сломана ключица и обожжены колени. 12 мая 2010г. Airbus-330 ливийской авиакомпании Afriqiyah Airways, прибывший из Йоханнесбурга (ЮАР), разбился при заходе на посадку в международном аэропорту Триполи. В условиях тумана экипаж принял решение уйти на 2-й круг, но не успел. На борту находились 104 человека. Среди обломков выжившего нашли только восьмилетнего мальчика с переломами обеих ног. Его придвило креслом, что, возможно, спружинило удар. 6 сентября 2011г. В Боливии разбился самолет частной авиакомпании потерпевшего катастрофу в амазонских джунглях. В результате изначально посчитали, что погибли все 9 человек, находящихся на борту. Через 3 дня поисков был найден чудом уцелевший пассажир - 35-летний продавец косметики боливиец Минор Видалью. Он отделался ушибами головы и переломами ребер. Минор Видальо рассказал, что он более 15 часов находился под обломками самолета, а когда ему удалось выбраться, он пошел вглубь леса в поисках людей.
Выжившего в авиакатастрофе обнаружили в нескольких километрах от места крушения самолета. "Мы увидели человека на берегу реки, который подавал нам сигналы, - рассказал капитан Давид Бустос, руководивший спасательной операцией. - Когда мы подошли поближе, он склонился на колени и начал благодарить Бога".

Африка