Свято-успенский святогорский монастырь. Святогорская лавра, святогорье Где находится святогорский монастырь

6 июня в день рождения Александра Сергеевича Пушкина мы съездили на пушкинский праздник поэзии в Пушкинский заповедник, где вдоволь нагулялись по Михайловскому и окрестностям, а так же побывали в Святогорском монастыре на могиле великого русского поэта. Так что ближайшие несколько постов будут посвящены пушкинским местам.

Поехали мы в Пушкинские Горы на рейсовом автобусе, который отходил от псковского автовокзала в 07.28 утра и уже через два часа, т.е. в 09.30, мы были на месте. Бесплатные маршрутки, которые в Пушкинский праздник доставляют всех желающих от автостанции Пушкинских Гор до Михайловского, где традиционно проходят все основные праздничные мероприятия, начинали ходить только с 10 утра и у нас еще оставалось время, что бы дойти до Святогорского монастыря, где находится могила А.С.Пушкина. С рассказа о монастыре я и начну свой фотоотчет о поездке.

Синичья гора, на которой жителю пастуху Тимофею была явлена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, впервые упомянута в Псковской III летописи под 1566 годом. Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие - дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда граница России отодвинулась к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II 1764 года, по которому монастырь был зачислен в третьеразрядные, а его земли и прочие угодья отошли в казну. Однако он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок, приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова".

Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора.

Святогорский монастырь стал последним земным приютом и самого А.С. Пушкина. 6 (18) февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием, тело поэта было предано земле у алтарной стены. Спустя четыре года на могиле был установлен мраморный памятник, выполненный по заказу вдовы Пушкина и опеки петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На нем надпись: "Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.-Петербурге 29 января 1837 года".

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

Успенский собор был восстановлен в 1949 году. Тогда здесь была открыта экспозиция, посвященная истории монастыря, творчеству А.С.Пушкина, дуэли, смерти и похоронам поэта.

В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был передан Русской Православной Церкви. Сегодня Успенский собор - это действующий храм, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Псковской Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек). Утром и вечером в соответствии с монастырским уставом проходят службы, ежедневно монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».


Монастырь окружен старинной каменной оградой.


Ступени, ведущие к Успенскому собору


Могила А.С.Пушкина


Надпись на памятнике: "Александръ Сергеевичь Пушкинъ. родился въ Москвъ 26 Маiя 1799 года, скончался въ С.-петербургъ 29 Января 1837 года".


Родовое кладбище Ганибаллов-Пушкиных. Здесь похоронены: дед поэта Осип (Иосиф) Абрамович Ганнибал (скончался в 1806 году), бабушка Мария Алексеевна (1818), мать Надежда Осиповна (1836) и отец Сергей Львович (1848). Младший брат Платон, умерший в младенчестве в 1819 году, похоронен в Успенском соборе.


Колокольня Успенского собора


Какое же здесь все основательное!


Мы зашли в Успенский собор. Там шла служба и фотографировать я, конечно, не стала.


Мемориальная табличка напоминает, что гроб с телом поэта, доставленный сюда из Петербурга 5 февраля 1837 года, был установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии.


От собора мы спускались уже по другой, но не менее основательной каменной лестнице.


Если на территорию Успенского собора туристы могут проходить свободно, то остальная территория монастыря - для них закрытая зона.

Старинный монастырь Псковской области, рядом с Пушкинскими горами. Его архитектура не оставит равнодушными, его древние, чудотворные иконы вызывают благоговение, а родовая усыпальницу Ганиббалов - умиротворение.

Бывая в Псковской области, не забудьте об еще одном уникальном памятнике архитектуры и месте паломничества многих и многих людей - Святогорском Свято-Успенском монастыре.

История монастыря

Святогорский , если даже хорошо порыться на просторах Интернета, не расскажет вам о себе многого. Это место хранит в себе многовековые загадки, и более того - такого же возраста закалку. Хотя бы потому, что на протяжении всех лет его существования монастырь периодически страдал от набегов различного характера: то со стороны польского короля Стефана Батория (конец XVI века), побывав в качестве пограничного форпоста Русского Царства; в XVIII веке вообще стал местом проведения различных ярмарок, потеряв оборонительное предназначение; в 1924 году, как и большинство других богоугодных мест, монастырь был закрыт, а Великая Отечественная война заминировала часть монастырских стен, разрушив и некоторые здания ансамбля.

Достопримечательности Святогорского монастыря

Большую часть славы монастырю принесли Богородицы Одигитрии и родовая усыпальница Ганнибалов - Пушкиных. Икона Богородицы Одигитрии - главнейшая святыня монастыря, к которой прилагается своя легенда: по преданию она была найдена около 1566 года пастухом Тимофеем на одном из холмов в окрестностях города Воронич (ныне городище Воронич в составе музея-заповедника А. С. Пушкина). Что же касается родовой усыпальницы Ганнибалов - Пушкиных, то надо заметить, что Александр Сергеевич очень любил эти места: в библиотеке монастыря он черпал вдохновение и сведения для написания «Бориса Годунова», ходил беседовать со святыми отцами - в общем, занимался всем тем, что и вы бы, наверняка, хотели бы найти в этом месте: вдохновение, отдых и прикосновение к чему-то высокому, необъятному и святому.

Такие места, как Святогорский монастырь , достойны посещения, даже если вы не считаете себя сильно правоверным гражданином. Во-первых, архитектура - она никого равнодушным не оставит. Во-вторых, с момента погребения на Святых Горах Александра Сергеевича Пушкина, это место стало настоящей точкой паломничества поклонников творчества поэта. В-третьих, бывая в Пушкинских горах просто невозможно упустить одну из составляющих происков вдохновения «солнца русской поэзии». Без всего этого Пушкинские Горы не произведудт на вас должного впечатления. так что, не жалейте времени, путешествуйте по самым скромным уголкам нашей необъятной родины, знакомьтесь с

Году после чудесных явлений в блаженному отроку Тимофею иконы Божьей Матери на Синичьей, а отныне прозванной Святой горе. В этом же году был построен крестово-купольный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы , с повышенными подпружными арками, трехапсидный . В благодарность за скорые работы по постройке обители царь одарил её дорогими книгами, ризами, а звонницу - колоколом. Постройка "обители каменной" была важной в деле укрепления рубежей с Литвой - монастырская крепость представляла важное звено обороны на рубеже Воронича . Мощные стены защищали обитель во время долгой и кровопролитной Ливонской войны и смуты в Московском царстве. Во время нашествия захватчиков Святогорский монастырь укрывал в своих стенах жителей окрестных селений, а монахи защищали Псковскую землю.

Статистика

  • первая пол. XIX в. - 10 человек
  • ок. середины 2000-х - ок. 25 послушников и монахов

Храм, архитектура, некрополь

Успенский собор

Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в году псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества. Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов , пристоенных в XVIII веке. Южный придел Успенского собора в честь иконы Божией Матери Одигитрии был пристроен в году на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших. Северный придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен на средства псковского помещика Карамышева в году, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

Служебные постройки

На начало XXI века сохранились братский корпус года, колокольня года, дом настоятеля года, валунная ограда с Анастасьевскими и Святыми воротами


Святогорская обитель (прошу не путать с одноименной Лаврой на Донбассе) издревле является одной из почитаемых не только в своем крае, но и во всей Русской земле.

Рассказывая о на Псковщине, я уже очень кратко упомянул о ней, а теперь хотел бы рассказать об обители более подробно, поскольку она того достойна…



Расположен Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (Псковской епархии) в 110 километрах к югу от г. Пскова, почти в центре пгп. Пушкинские Горы, на возвышенной красивой холмистой местности, на горе, издревле называвшейся Синичьей, а после построения монастыря переименованной в «Святую».

Древние летописцы связывают основание монастыря с легендой о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» (впервые упоминается в Псковской III летописи в 1566 году) на Синичьей горе местному пастуху Тимофею Терентьеву.

На месте обретения иконы по приказу царя Ивана Грозного псковским наместником князем Юрием Токмаковым в 1569 году на средства из царской казны был основан монастырь. Создание обители не только подтверждало святость данного места, но должно было укрепить подступы к городу Вороничу - одному из опорных пунктов на западной границе псковской земли. С тех времен монастырь стал входить в ряд самых почитаемых на Руси.

Первоначально на месте обретения Иконы была возведена часовня, а в ознаменование открытия обители Иваном Грозным был прислан 15-пудовый колокол, прозванный в народе «Горюном» (ибо «пел он жалостно») . В последующем монастырь не единожды жаловали своими дарами вельможные лица, среди которых был и первый из царей династии Романовых - Михаил Федорович , передавший обители Евангелие и колокол (с надписью: «Лит сей колокол в лето 7445 (1638) при благоверном князе Михаиле Федоровиче в обитель Пресвятыя Богородицы на Святые Горы») .

Вплоть до времен царствования Екатерины II монастырь относился к перворазрядным и являлся довольно зажиточным.

Монастырь владел перевозом на р. Сороти (у подножия городища Воронич) , рыбными ловлями на вблизи протекающих реках, имел ярморочные выгоды (все пошлины и денежные сборы со знаменитых святогорских ярмарок шли в казну монастыря) .

К середине XVIII века за обителью числилось 957 крестьян, а среди принадлежащих ей пустошей и деревень были и ныне существующие Бугрово (там была монастырская мельница) , Кириллово и другие.

Кроме того, к монастырю были приписаны несколько ближайших обителей, в том числе Николаевский монастырь в г. Ворониче и Николаевский мужской в Опочке.

Первый настоятель обители (Зосима Завалишин) представлял псковское духовенство в 1598 году в Москве на Земском соборе, который избрал на царство Бориса Годунова…

Судьба обители значительно переменилась в XVIII столетии, когда границы России отодвинулись к берегам Балтики, и особенно после указа Екатерины II (1764) о секуляризации церковных земель, согласно которому монастырь был причислен к третьему разряду, а его земли и прочие угодья отошли в казну.

Однако и после этого он оставался известным в народе своими святынями и богатствами ярмарок , приуроченных к престольным праздникам - Девятой пятнице по Пасхе и Покрову Пресвятой Богородицы.
При этом у монастыря имелось свое подворье в г. Пскове с каменной церковью Великомученицы Варвары.

С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил.

Здесь же в начале февраля 1837 года после заупокойной панихиды в южном приделе Успенского собора, отслуженной архимандритом Геннадием (столетним старцем) , тело поэта было предано земле у алтарной стены, а спустя четыре года на могиле был установлен памятник…

После революционных событий, в 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня.

Годы Великой Отечественной войны принесли монастырю страшные разрушения (многие монастырские строения серьезно пострадали, а иные, как Никольский храм, оказались полностью разрушены) , он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван.

После войны, сохранившиеся монастырские сооружения были переданы Академии наук (1945) , восстановлены (1949) и в них открылась музейная экспозиция, посвященная истории монастыря и творчеству А.С.Пушкина.

Возродилась духовная жизнь в обители только в 1992 году, когда Свято-Успенский Святогорский монастырь (как мужская обитель) был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ, причем торжественный молебен по его открытию прошёл при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В настоящее время в обители проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек) . Монахи обрабатывают монастырские земли, занимаются сельским хозяйством. По благословению наместника они принимают паломников.

Ежедневно утром и вечером, в соответствии с монастырским уставом, здесь проходят службы, где монашеская братия поминает А.С. Пушкина «со сродники».

При монастыре работает воскресная церковная школа, имеется гармоничный братский хор (звучание которого вы можете послушать, нажав кнопку прикрепленного к данному посту акафиста) , а также устроен скит (в дер. Столбушино) , о котором расскажу чуть ниже.

Теперь, как обычно, несколько слов об архитектурном ансамбле обители .

Как уже говорилось, территория монастыря раскинулась на холмистой местности, что наложило свой отпечаток на его размещении. Хотя территория не столь велика (я бы даже сказал, скромна) , но её ландшафтные возможности были использованы, на мой взгляд, органично и в полной мере.

Сооружения обители включают в себя:
собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (1569) построенный псковскими мастерами в соответствии с традициями местного храмового зодчества.

В конце XVIII века его крышу вместо тесовой кровли покрывают листовым железом.

Собор состоит из центрального четверика (его стены полутораметровой толщины, сложены из камня-плитняка) и двух приделов, пристроенных в XVIII веке:
южный - в честь иконы Божией Матери Одигитрии (1770) построен на средства владельца поместья Алтун в Новоржевском уезде князя Львова, здесь обычно происходило отпевание усопших;

северный - в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1776) построен на средства псковского помещика Карамышева, под придельным престолом был устроен фамильный склеп-усыпальница Карамышевых.

В них хранятся чудотворные иконы храма: «Феодоровская » и «Одигитрии ».

В 1764 году на стены северного притвора (над входом в храм) была установлена ярусная колокольня (в стиле позднего классицизма) . Работы по ней были окончательно завершены к 1821 году.

Она представляет собой трехъярусное сооружение (37 метров) , с «железными боевыми часами с четвертями» и венчает её высокий шпиль с яблоком и крестом.

К собору ведут две каменные лестницы , где возле ближней из них от Анастасьевских ворот установлены:

- старый валун (слева по движению к собору) с поминальным крестом и

- памятная доска (справа по движению к собору) в память о саперах 12 инженерной бригады РВГК (9 чел.) , погибших при разминировании обители 13 июля 1944 г.

Два других монастырских храма, к сожалению, до настоящего времени не сохранились:

- Никольская церковь - деревянная трапезная церковь в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, построенная у подножья Святой горы в конце XVI века (1575) . В 1784 году она сгорела во время пожара и к 1786 г. была выстроена («... в длину 6 сажень, в ширину 2 сажени 2 аршина») на прежнем месте из камня, как теплый храм. Однако в годы Великой Отечественной войны её полностью разрушили.

Как воспоминание о ней сохранились Никольские ворота , подле которых данный храм когда-то располагался, и ведут они со Святого на черный (торговый) двор монастыря;

- Пятницкая церковь (церковь св. вмч. Параскевы Пятницы) , которая возвышалась над Святыми вратами, а после 1795 года была перенесена за стены монастыря и в дальнейшем использовалась как приходская церковь слободы Тоболенец с особым причтом из белого духовенства.

В 1944 году, в ходе освобождения псковской земли от немецко-фашистских захватчиков она была также разрушена и на её месте (на мемориале погибших воинов, что территориально примыкает к монастырю) в память об этом установлен памятный крест .

Однако в перспективе планируется воссоздание данных храмов обители, как и часовни у Анастасьевских ворот;
дом настоятеля , гостиница (1824, 1911) , выходящий своей восточной стороной на улицу.

В память о пребывании А.С. Пушкина в монастыре в его стену вкраплен мозаичный портрет поэта;
Святые (Пятницкие) врата , находящиеся рядом с домом настоятеля, вблизи утраченной Пятницкой церкви;
Анастасьевские ворота (по названию несохранившейся Анастасьевской часовни, находившейся у входа в монастырь) , к которым примыкает старинный каменный светелок для привратника .

В нём (светелке) А.С. Пушкин изучал монастырский архив и читал книги из библиотеки обители, работая над драмой «Борис Годунов».

Кстати, настоятель тогдашнего монастыря - игумен Иона (осуществлявший духовное наблюдение за поэтом, когда он в ссылке, жил в Михайловском) , стал одним из прототипов летописца Пимена в указанной трагедии…;

служебные постройки :

- братский корпус с трапезной (1820) ;

- административные и подсобныездания;

- церковную лавку с небольшой летней трапезной для паломников ,

рядом с которой расположен большой осколок колокола , заказанного игуменом Иннокентием, изготовленным на заводе Тюленева в Москве в 1753 году;

- воскресная школа (расположенная за территорией обители, через дорогу, напротив дома настоятеля) .

По периметру монастырь обрамляет валунная ограда (1833) ,

на изгибах которой располагаются небольшие декоративные башенки .

С восточной стороны ограда разрушена, но судя по земельным «наброскам» (работам), возможно, что она будет всё же когда-то восстановлена…

На Святой горе, у алтарной стены Успенского собора находится последний земной приют А.С. Пушкина, над которым установлен надгробным памятник (из итальянского мрамора) , выполненный по заказу вдовы Пушкина (Н.Н. Гончаровой) петербургским мастером монументальных дел А.М. Пермогоровым. На памятнике выбита надпись: «Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 года, скончался в С.- Петербурге 29 января 1837 года» , а на нём стоит иконка Божией Матери и всегда лежат живые цветы.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Рядом с могилой поэта расположен фамильный некрополь Ганнибалов-Пушкиных (право иметь на территории обители семейное кладбище О.А. Ганнибал получил за особо щедрые пожертвования на нужды монастыря) , где похоронены: дед поэта - Осип Абрамович Ганнибал (1806) , бабушка - Мария Алексеевна (1818) , мать - Надежда Осиповна (1836) и отец - Сергей Львович (1848) . Младший брат поэта - Платон, умерший в 1819 году, похоронен, вероятно, в самом соборе.

С другой стороны Успенского собора, напротив входа, сохранились остатки памятных крестов старого погоста.

И левее Анастасьевских ворот (на пригорке, за монастырскими стенами) также сохранились следы старого некрополя - множество каменных крестов...

Напротив Анастасьевских ворот, перейдя площадь (образованную перекрестком дорог) в небольшом сквере установлен (с 1959 года) хорошо известный по многочисленным фотокарточка памятник А.С. Пушкину (скульптора Е.Ф. Белашовой) .

А с западной стороны обители (рядом со Святыми вратами) , как уже говорилось, примыкает мемориал советским воинам , погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении поселка и его окрестностей…

Монастырский скит расположен в заброшенной деревне Столбушино (Новоржевского района) : прямиком до него 15 километров, если ехать по шоссейной дороге (не считая последних 7-8 км) то будет все 60

Подъезжая к нему, его гостей встречает среди деревьев деревянная церквушка ,

а сам скит расположен в исключительно живописной местности на возвышенном берегу, огибаемом с трех сторон Столбушинским озером

и издали примечается маковками куполов.

В скиту находится ныне восстанавливаемая церковь в честь Успения Божией Матери .

Храм является одним из уникальных памятников времени екатерининского барокко и может быть поставлен в ряд с лучшими образцами провинциальных культовых построек второй половины XVIII века (построен в 1787 году на средства местного помещика - подполковника Николая Савича Бороздина) .

Это бесстолпный, крестообразный храм (типа - восьмерик на четверике) , с ограненными северным и южным концами. С запада к основному объему примыкают два придела (южный - Николаю Чудотворцу , северный - Сергию Радонежскому ) и трехъярусная колокольня (где было когда-то 6 колоколов) .

До 1962 года храм был действующим. После перевода последнего настоятеля (протоиерея Александра Михайлова) в другую церковь, службы в здесь прекратились, а жизнь прихода остановилась (а в дальнейшем и деревенская жизнь, вообще, «замерла») .

Храм, оставшись без присмотра, полностью утратил свой интерьер и утварь, а к началу XXI века под действием времени - сильно разрушился.

В 2005 году по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия храм был передан Святогорскому монастырю (под скит) и в нём начались ремонтно-восстановительные работы…

В настоящее время работы близки к завершению.

Ощущение от пребывания в данном храме очень необычное. Большое количество окон, делают его воздушным, а продолговатая форма церкви, расположенной вблизи берега озера, создает ощущение присутствия на корабле, на котором можно достигнуть тихой пристани Царства Небесного…

Вокруг церкви располагается старый деревенский погост , где можно даже обнаружить могилы XIX века…

Поскольку скит расположен в заброшенной деревне, то и из «местных жителей» здесь имеется несколько монахов и с десяток трудников, возвращающих жизнь в эти места.

Большинство из трудников, что работаю здесь, пришли сюда, как любят у нас говорить социологи, с низких ступеней социальной лестницы - «потерявшиеся» в жизни (работе) люди… Но пообщавшись с ними, не встретил среди них опустившихся, асоциальных элементов. Напротив, несмотря на пережитые ими катаклизмы, они сумели сохранить в своих душах оптимизм, интерес к жизни, умея довольствоваться и радоваться тому малому, что у них нынче имеется. Есть среди них люди и художественных, и рабочих профессий, что очень помогает в строительстве скита.

А строительно-хозяйственных работ здесь более чем достаточно.

Помимо восстановления храма (духовного центра скита) здесь ведутся работы:

● по строительству жилых помещений (для монахов, трудников и в перспективе - паломников) . Строятся небольшие, компактные домики, очевидно, чтобы сохранить существовавшую ранее в данном удаленном уголке Псковщины архитектурную концепцию деревенского жилья;

● построена птицеферма , со своим «гусинным общежитием» и даже «ветлечебницей». Как мне говорил «главный по гусям», она является, наверное, самой крупной в области (более 3000 птиц) . И действительно, рядом с фермой (в момент моего пребывания в скиту) , поле было усыпано бело-серыми тельцами, пощипывающими сочную травку. А таких полей здесь несколько (которые поочередно используются на замену, пока на других взрастёт свежая зелень) .

Но даже несмотря на имеющуюся «гусиную ферму», некоторые из птиц каким-то непонятным образом все равно «гуляли» сами по себе по скиту…;

● имеется своё небольшое животноводческое хозяйство , особую гордость в котором составляют свиньи.

Специально зашел посмотреть на них в загон, где увидел откормленных хряков в три (а может и все четыре?) центнера каждый…;

● в одной из деревянных построек оборудован молочный цех , где готовят молочнокислую продукцию. Несмотря на деревенские условия, внутри цеха чистота, а судя по лежащим там белоснежным халатам, шапочкам, бахилам, а также идеальному внутреннему порядку - очевидно, и стерильно.
Кстати, продукция, что производится здесь (это не только кисломолочные изделия, но и различные целебные чаи из трав, мёд, варенье, сбитень и др.) можно купить не только здесь и в церковной лавке монастыря, но и в соответствующих магазинах Псковщины...и даже в Москве…;

● имеется своя слесарная и столярная мастерские , позволяющие вести громоздкие работы с деревянными конструкциями внутри них (в непогоду) - на фотографии, что выше, она слева ;

● строится гараж (за мастерской) ;

● в одном из сохранившихся деревенских зданий (на фотографии, что выше, оно справа) оборудована трапезная - просторная изба с русской печкой, широкими деревянными столами и лавками, где «местные жители» перед приемом пищи читают молитвы и трапезничают под звуки духовной музыки. Мне любезно предложили испробовать, что «Бог послал». В тот день было довольно жарко и я, чтобы не обидеть хозяев, выпил только компот. Такого вкусного и насыщенного ягодами напитка, пожалуй, я давно не пробовал (может от того, что пробовал его после «прогулки» на свежем воздухе) ;

● чуть в стороне (рядом с трапезной) расположена летняя столовая-беседка ,

пройдя мимо которой можно спуститься на оборудованную «пристань », выходящую вглубь озера

и откуда открываются живописные виды на окрестности.

Как немыми свидетелями того, что на месте скита когда-то располагалась деревня, стоят чудом сохранившиеся здесь несколько старых изб : уже заросшие травой, а местами даже покосившиеся…

А покидая скит, его посетителей провожает поминальный крест , стоящий прямо у проселочной дороги (невдалеке от крайней в деревне избы) , как бы напоминая о том, где Вы только что побывали и куда мы все когда-то придём…

Для тех, кто заинтересовался историей обитель - небольшая видеозарисовка о Святогорском монастыре…

Святогорский Свято-Успенский монастырь находится в самом центре старой части поселка Пушкинские Горы, в 2 км от гостиницы (автомобильная парковка находится недалеко от Святогорского монастыря).

Первое упоминание о Синичьей горе в псковских летописях относится к 1566 году. Летописи повествуют о явлении пастуху Тимофею, жителю псковского пригорода Воронича, чудотворных икон Богородицы на реке Луговице (сейчас там часовня в д. Луговке) и Синичьей горе, о чудесных знамениях и исцелениях вороничан, пришедших туда крестным ходом. В 1569 году по повелению Ивана Грозного здесь был основан монастырь. Святогорский монастырь был жалован дарами Ивана Грозного и царя Михаила Федоровича, входил в число 20-ти самых богатых и почитаемых обителей Руси. Первый настоятель монастыря Зосима принял участие в Земском соборе 1598 года, избравшем на царствование Бориса Годунова. В XVIII веке, когда границы России были расширены, и Святогорье утратило свое приграничное значение, указом Екатерины II монастырь лишился значительной части своих земель и был причислен к третьеразрядным. Однако благодаря хранящимся в ней и поныне святыням - чудотворным иконам Богородицы - обитель особо почитается всем христианским миром.

С XIX века Святогорский монастырь неразрывно связан с именем А.С. Пушкина. Родственники поэта по материнской линии Ганнибалы были жертвователями монастыря и получали право быть похороненными у алтаря Успенского собора (здесь погребены Осип Абрамович Ганнибал и Мария Алексеевна Ганнибал - дед и бабушка Пушкина, брат поэта Платон, умерший во младенчестве). В годы михайловской ссылки (1824-1826 годы) поэт часто посещал Святогорский монастырь - приходил на ярмарки, проходившие здесь в девятую пятницу после Пасхи, наблюдал народные обычаи, пользовался монастырской библиотекой, был дружен с братией и настоятелем обители игуменом Ионой. Многое из подмеченного здесь Пушкиным было использовано при написании "Бориса Годунова". Так, здесь поэт услышал присказку "Наш Фома пьет до дна, выпьет да поворотит, да в донышко поколотит", вошедшую в сцену "Корчмы у Литовской границы". В 1836 году поэт похоронил здесь мать, и, по преданию, внес в монастырскую казну 10 рублей серебром - за место для себя… Зимним февральским вечером в монастырь из Петербурга был доставлен гроб с телом поэта и установлен до похорон в приделе Божией Матери Одигитрии. Ранним утром 6 февраля 1837 года А.С. Пушкин был похоронен у алтаря Успенского собора. На могиле был установлен деревянный крест с надписью "Пушкин". Памятник на могиле А.С.Пушкина установлен в 1841 году.

В 1924 году Святогорский монастырь был закрыт, и до начала Великой Отечественной войны здесь располагались клуб, типография, хлебопекарня. Годы войны принесли монастырю страшные разрушения, он вместе с могилой Пушкина был заминирован и чудом не взорван. После войны монастырь был передан Академии наук, восстановлен, в нем открылась музейная экспозиция. В 1992 году ансамбль монастыря был передан Русской Православной Церкви, возрожден действующий мужской монастырь. По количеству братии Святогорский монастырь почти такой же, как в пушкинское время; некоторые монахи носят те же имена, что и пушкинские знакомцы. Но главное - здесь ежедневно возносится молитва "об упокоении боярина Александра со сродники". В обители идут каждодневные службы в соответствии с монастырским уставом.

Пройдя через Анастасьевские ворота и поднявшись по древним ступеням на Святую гору, мы окажемся у стен древнего Свято-Успенского собора. Здесь, у его алтаря, находится дорогая для каждого русского сердца могила. На памятнике из белого мрамора надпись: "АЛЕКСАНДРЪ СЕРГЕЕВИЧЪ ПУШКИНЪ / Родился въ Москве 26 мая 1799 года / Скончался въ С-Петербурге 29 января 1837 года".

Войдя в освещенный свечами сумрак древнего храма, паломник, помолись у чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии и поставь свечу за упокоение души Раба Божиего боярина Александра.

Великобритания