Самые красивые триумфальные арки в риме. Триумфальная арка императора константина Описание триумфальной арки в древнем риме

Рим является настолько древним городом, что в нем на каждом шагу встречаются какие-либо исторические и культурные памятники. Любой шедевр является напоминанием о каком-либо важном событии из многовековой летописи итальянской столицы. Здесь можно увидеть много арок, поставленных в честь доблестных полководцев-победителей , вернувшихся домой после долгой и тяжелой войны.

Общая информация

Один из таких уникальнейших памятников зодчества, относящихся к периоду расцвета Римской империи, находится неподалеку от знаменитого Колизея. Это Триумфальная арка Константина. Рим (Италия) всегда встречал своих победителей очень торжественно. В честь триумфатора возводилось специальное каменное сооружение, в котором увековечивался его подвиг. Мужественный воин гордо заезжал в город через построенную арку, где его с огромными почестями встречали местные жители. Однако есть исключения. Вовсе не на момент победоносного возвращения этого итальянского императора была возведена Триумфальная арка Константина в Риме.

История появления памятника

Единственное сооружение в итальянской столице, возведенное уже после победы полководца в гражданской войне, имеет совсем другую предысторию. Дело в том, что Константин, будучи дерзким и честолюбивым юношей, всегда мечтал стать императором. Ради достижения поставленной цели он был готов на все. Отец его был полководцем. Перед смертью он передал сыну собственные полномочия, а воины заранее провозгласили Константина императором. Римом в то время правил жестокий и деспотичный Максенций. Мечтавший взойти на трон доблестный Константин отправился со своей армией через Альпы на врага. Понимая, что силы Максенция ощутимо превышают число его воинов, будущий император подолгу молился в надежде получить какой-либо знак свыше.

И чудо произошло: на небе появился крест из лучей солнца, а ночью к нему во сне пришел Христос и призвал пойти войной на язычника Максенция, чтобы восстановить христианство в Римской империи. Окрыленный Константин выступил и победил армию жестокого тирана. Уже в 312-м году голову Максенция привезли в Рим, чтобы жители увидели поверженного деспота. Став победителем, Константин сел на долгожданный трон. И только спустя два года было начато строительство сооружения в память об этом событии.

Описание

Триумфальная арка Константина выстроена непосредственно рядом с Колизеем. Она, пожалуй, является самой красивой из всех трех античных аналогов, сохранившихся до наших дней в современном Риме. Это величественный монумент, установленный на дороге, по которой все римские императоры торжественно входили в столицу после каких-либо торжественных событий. Подробная надпись, сделанная на аттике, сообщает о победе императора над Максенцием и о том, что Триумфальная арка Константина в Риме была построена сенатом и народом.

Те, кому повезло увидеть ее своими глазами, бывают потрясены размерами сооружения. Ее высота составляет 21 метр, ширина - 26 метров при глубине пролета более 700 сантиметров.

Триумфальная арка императора Константина - самая поздняя из всех трех аналогичных сооружений, считается одновременно и самой крупной в античном квартале Рима. Она отличается также использованными элементами декора, а также рифлеными коринфскими колоннами.

Строительство

Возведение монумента было завершено в июле 315-го года. Заказчиком строительства выступал Сенат. Предположительно, изначально это строение венчала квадрига, которая исчезла после вторжения в Рим вестготов Алариха в 410-м году.

Во времена средневековья Триумфальная арка Константина, как и соседний Колизей, была интегрирована в систему укреплений города. И только в начале XIX столетия этот величественный монумент привели в его нынешнее состояние.

Внешний вид

Триумфальная арка Константина имеет четыре колонны, которые украшают ее фронтоны. На их цоколях сделаны рельефы богини победы Виктории, а также плененных варваров. По углам изображены фигурки божеств, олицетворяющих все времена года, а также нескольких речных духов. На рельефе, расположенном над малыми пролетами, показана вся история военного похода императора, его победа и захват власти.

Триумфальная арка Константина отлично видна из Колизея. С каждой стороны монумента находится восемь парно расположенных медальонов, относящихся к эпохе римского императора Адриана. На них можно увидеть сцены охоты и жертвоприношения. Главной фигурой на четырех медальонах является голова Константина, а на остальных - его отца Констанция I. Рельефы главного пролета принадлежат базилике Ульпия из форума Траяна.

Статуи, которые венчают колонны, изображают даков, напоминая о походе Траяна на них. Между ними попарно располагаются прямоугольные рельефы, на которых показаны сцены из Маркоманской войны императора Марка Аврелия. Триумфальная арка Константина завершается надписью-посвящением.

Современные исследователи дискутируют по поводу того, чем конкретно было вызвано использование в арке элементов из более древних строений: финансовыми трудностями во время возведения монумента и, как следствие, экономией, а может быть, авторы этого памятника таким образом захотели возвеличить своего императора в традициях ранней историографии. Одни предполагают, что еще во времена Адриана на этом месте стояла арка-предшественник, которую позже лишь дополнили аттиком и заново облицевали.

Триумфальная арка Константина, по мнению ученых, является настоящим «музеем» древнеримского искусства, расположенным под открытым небом. При ближайшем изучении этого древнего монумента специалисты легко могут проследить этапы стилистического развития римского скульптурного искусства. Триумфальная арка Константина - это самый последний римский античный памятник с великолепными рельефами самых разных стилей, который был создан незадолго до становления христианства как государственной религии. Для архитектурного искусства этот монумент имеет неоценимое значение. Вход в него для туристов свободный: арка для посещения открыта каждый день и круглосуточно.

Триумфальные арки и колонны. Наиболее распространенными были триумфальные арки, возводившиеся уже в республиканский период, но ставшие особенно популярными в императорскую эпоху. К IV в. н.э. в Италии и провинциях насчитывалось более 350 арок. Аркам придавалось самое различное значение - политическое, мемориальное, религиозное, триумфальное. Они возводились в честь императоров, государственных деятелей или даже частных лиц; в городах и в пограничных областях - в знак подчинения их Риму, а также по случаю постройки или реконструкции дороги или моста, у входа на форум или стадион, в цирк, в порт и т.д. Римская арка служила для прохода и проезда, а также как пьедестал для статуи, скульптурной группы или квадриги. В немногих сохранившихся памятниках эти венчающие части утрачены много столетий назад, поэтому наше представление о римских арках неполно. Арка состояла из двух или более пилонов, перекрытых одним или несколькими сводами, и завершалась аттиком, в поле которого помещалась посвятительная надпись. Римская арка сформировалась к середине I в. до н.э. На ее сложение оказали влияние городские ворота и арки эллинизма.

Самые ранние арки были деревянными. Из источников известно о существовании однопролетных триумфальных арок с позолоченными бронзовыми статуями, которые в начале II в. до н.э. были поставлены на Римском и Бычьем рынке столицы по случаю победоносного окончания похода в Испанию. Подобная арка в 133 г. до н.э. была воздвигнута в Риме в честь трибуна Тиберия Гракха, погибшего в борьбе за права народа. В ранних сооружениях наряду со сводчатыми еще встречались и плоские покрытия. В арке Августа на Римском форуме (29 г. до н.э.) центральный сводчатый пролет был фланкирован боковыми пролетами прямоугольных очертаний (рис. 135).

Среди дошедших до нас арок одна из наиболее древних - арка в Аримине (совр. Римини), 27 г. до н.э., построенная в ознаменование реконструкции важной в военном отношении Фламиниевой дороги (рис. 136). При въезде в Рим ей соответствовала арка на мосту Мульвия, через который дорога входила в столицу. Благодаря относительно малой глубине свода арка в Аримине, заключенная между двумя крепостными башнями, по своим пропорциям напоминала архитектурно оформленный проем в стене и была еще очень близка по типу к городским воротам, из которых она перестроена. Пролет арки (размером 9 м) обрамлен портиком из коринфских полуколонн с раскрепованными частями антаблемента над ними и низким фронтоном между ними. Западающий относительно полуколонн архитрав прикрывает продолженные клинья арки и включает в себя скульптурное украшение замкового камня, которому соответствуют рельефные медальоны в углах тимпана над профилированным архивольтом. Невысокий аттик с надписью, видимо, возвышался над средней частью, как и фронтон, акцентируя только арочный пролет. Таким образом, конструкция и декор арки в Римини мало согласованы друг с другом и в целом производили впечатление прорезанной проемом стены, на которую была наложена архитектурная декорация.

Арка Августа в Аосте (древней Августе Претории), построенная в 25 г. до н. э. в честь основания императором нового города-колонии, уже выделилась из линии городских стен и представляла собой изолированный объем с углами, подчеркнутыми колоннами, и одним глубоким сводчатым проходом шириной 8,86 м (рис. 137). Внутренняя часть арки была украшена росписями. В отличие от предыдущей эта арка мыслилась уже не как проем в стене, а как монументальный проход, образованный пилонами и сводом, т.е. тектоника стены заменена здесь тектоникой, проистекающей из особенностей нового вида сооружения. Ордер также приобрел другой смысл. Зрительно выделив из общей массы сооружения, несущие пилоны, которые одновременно ограничивали пролет и поддерживали верхние части постройки, ордер тем самым выявил обе функции арки - парадного проезда и пьедестала скульптурной группы. Это было важным достижением, определившим в дальнейшем основные черты монументальных римских арок.

В то же время некоторые архитектурные членения здесь еще разномасштабны и плохо согласованы друг с другом: пилястры архивольта чрезмерно малы по сравнению с коринфскими полуколоннами, а протяженность средней части дорического антаблемента, выступающего над архивольтом арки, подчеркивает слабость частей антаблемента над угловыми полуколоннами. Пропорции арки в Августе Претории несколько тяжелы, вследствие чего она сохраняет сходство с городскими воротами.

Уже к концу I в. до н.э. триумфальные арки приобрели стройность пропорций. Этим особенно отличается арка Августа в Сегузионе (совр. Сузе, Лигурия, 7 г. до н.э.), возведенная жителями города в память о проведении им дороги через Альпы (рис. 138). Эта арка окончательно приняла вид самостоятельного сооружения, уже ничем не напоминая ворота в крепостной стене. Объем ее более развит - глубина пролета равна его ширине. Трехмерность арки подчеркнута трехчетвертными колоннами по ее углам и сильной горизонталью лишенного раскреповок антаблемента, обходящего сооружение поверху. Гладь пилонов и плоское обрамление пролета, в котором архивольт плавно переходит в пилястры без импостов, прерываемый лишь их капителями, придают сооружению редкую целостность. Архитектурные средства применены здесь крайне лаконично, декор сведен к рельефной ленте фриза. От других арок I в. до н.э. арка в Сегузионе отличается ясностью форм и гармонией целого.

Дальнейшее развитие римской арки позволяет проследить арка Сергиев в Поле (рис. 139). Она была поставлена, видимо, в 1-й трети I в. частным лицом - знатной горожанкой Сальвией Постумой - в честь трех ее погибших братьев и носила ярко выраженный мемориальный характер. Стройность и тектоничность арки в Сегузионе здесь сохранены, но композиция усложнена введением двух коринфских полуколонн на фасаде. Вместе с угловыми они составили пары тесно сдвинутых полуколонн по сторонам пролета. Постановка пар полуколонн на отдельные цоколи повлекла за собой раскреповку соответствующих им частей антаблемента и аттика. В центре аттик тоже раскрепован, образуя так же, как и в боковых его частях, пьедесталы для ныне утраченных статуй трех Сергиев. Таким образом, фасады арки получили динамичное решение, образовав два пространственных плана, оживленных игрой светотени. Второй план украшен впервые появившимися на арке фигурами летящих гениев в углах тимпана и надписями в западающих плоскостях аттика. Поверхности пилястр и свода покрыты тонким плетением растительного орнамента, мелкий узор которого живописно оттеняет крупные архитектурные формы. Все членения арки хорошо согласованы друг с другом, образуя единый архитектурный организм.

140. Рим. Арка Тита, 81 г. н.э. Ордер, общий вид

Классической завершенности этот тип сооружений достиг к концу I в. в триумфальной арке Тита , посвященной победе в Иудейской войне 70 г. Воздвигнутая в 81 г. в самой высокой точке Священной дороги и хорошо обозримая, арка монументально оформила торжественное вступление триумфальных процессий на Римский форум и далее к Капитолийскому храму (рис. 140, 141). Ее фасады повторили в общих чертах композицию арки в Августе Претории, раскреповки антаблемента над пролетом и над угловыми колоннами. Но те элементы, которые там диссонировали друг с другом, в арке Тита гармоничны, благодаря удачным пропорциям. В этом отношении здесь преодолены крайности более ранних арок - слишком приземистой арки в Августе Претории и подчеркнуто стройной арки в Поле. Близкие к квадрату пропорции придавали арке Тита спокойную устойчивость. Это впечатление усилено четко воспринимаемым расчленением фасадов на три взаимно уравновешенные горизонтальные (цоколь, средняя часть и аттик) и вертикальные (пролет и пилоны с соответствующими им частями антаблемента и аттика) зоны. В то же время легкое преобладание вертикальных членений выражает упругость несущих усилий арки - пьедестала под квадригой императора.

Столь же гармонично, и соотношение гладких поверхностей и декора. В арке Тита композиционный и смысловой центры сооружения совпадают. Скульптурный декор, раскрывающий назначение арки, сосредоточен в ее проезде и в центральном поле фасада, где он оттенен гладкими плоскостями пилонов и боковых делений аттика. Ширина арочного пролета акцентирована узкими глухими окнами по его сторонам (за одним из них внутри пилона находится лестница, ведущая на аттик). Не одна триумфальная процессия проследовала через арку Тита. На расстоянии, которое скрадывало детали, арка представала в величавой цельности своего внешне простого объема, возносившего статую императора на колеснице. При приближении становились различимыми слова посвятительной надписи на аттике, а затем и фриз со сценами жертвоприношения богам в благодарность за победу. Пролет арки окаймлял сильно профилированный архивольт с резной волютой на замковом камне, украшенной фигурой Фортуны. Летящие Виктории в тимпанах осеняли знаменами вступающих под арку победителей. Внутри проезда, на рельефе правого пилона, параллельно идущим двигалась колесница триумфатора Тита, окруженная ликторами и направляемая богиней Ромой. На левом рельефе римские воины вели пленных и несли трофеи, взятые из Иерусалимского храма, - алтарь с трубами и священный семисвечник. Все рельефы выполнены с большим мастерством и отличались сочностью форм и тонкостью их обработки.

Арка носила и мемориальный характер: в середине ее кессонированного свода было изображение гения обожествленного императора, возносимого орлом Юпитера на небо. Внутри аттика, как полагают, находилась урна с прахом Тита, к которой и вела лестница в пилоне.

Арка Тита классична по достигнутому в ней органическому единству функций, архитектуры и декора, по безукоризненному чувству меры, которое проявилось и в композиции фасадов и рельефов, и в лаконизме архитектурных и декоративных средств. В арке Тита впервые применен композитный ордер.

Преемник Тита Домициан построил много арок, но все они были разрушены после его смерти. Арки начала II в. н.э. следуют типу, установленному аркой Тита. В правление Траяна в Анконе были реконструированы маяк и мол, опиравшийся на обращенные к морю аркады. При окончании работ в 115 г. порт украсила арка в честь Траяна и его семьи (рис. 142). Благородной простотой своего облика она близка к арке Тита, но пропорции её сильно удлинены: отношение ширины пролета к его высоте равно 3,25x8,2 м. Высота арки обусловлена сопоставлением ее с длинным молом, на котором низкое сооружение могло бы затеряться. Впечатление вытянутости усиливали резко обозначенные вертикали ордера, продолженные раскреповками не только аттика, но и цоколя. Раскрепованные части аттика служили пьедесталами для статуй, венчавших арку. Скромность декора - профилированные филенки и бронзовые гирлянды - отвечала деловому характеру портовых построек. Арка Траяна придала порту архитектурную законченность.

Другой архитектурный образ у арки Траяна в Беневенте (114-115 гг.), возведенной в честь постройки дороги Рим-Бриндизи (рис. 143). Ее фасады, целиком покрытые мраморными горельефами, воскрешали изобилие скульптурного декора эпохи Флавиев. На стороне арки, обращенной к городу, рельефы повествуют о созидательной деятельности императора, а на внешней стороне - о его завоеваниях. По сравнению с аркой Тита здесь нарушено равновесие между архитектурой и декором в пользу последнего, что привело к выразительности иного рода. Пилоны, в арке Тита гладкие, здесь разбиты и по горизонтали - скульптурными полосами двух разных масштабов, и в глубину - между сильно выступающими передними фигурами идет второй ряд фигур, а за ними - плоскость стены. Многоплановость фасадной поверхности выявлена светотенью, очерчивающей фигуры на рельефах. Густые тени от карнизов контрастировали с освещенными полуколоннами и выступами аттика, сообщая арке живописность. Но подобное решение фасадов арки зрительно создало обманчивое впечатление конструктивной слабости сооружения. Раздробленные рельефами несущие пилоны воспринимаются как заполнение между ордерными членениями, образующими хрупкий каркас, который наверху отягощен тяжелыми выступами карниза и аттика. Отсутствие чувства меры в употреблении декора проявилось и в более поздних арках.

К III в. развилась усложненная форма арки. Вместо однопролетных стали сооружаться трехпролетные арки, в которых центральный проем обычно превышал боковые. Колонны, прежде примыкавшие к фасаду, отделились от арки и стали помещаться перед пилонами на отдельных постаментах. Соответственно усилилась раскреповка венчающих частей ордера. Самой ранней аркой с тремя пролетами в Италии была несохранившаяся арка Августа на Римском форуме. В разработке типа трехпролетной арки немалую роль сыграли зодчие провинций - Галлии и Северной Африки.

Древнейшая сохранившаяся трехпролетная арка сооружена в начале империи в Араузио (рис. 144). Она имеет сходство с однопролетными арками того же времени: в оформлении главного фасада применен фронтон, как в арках Аримина и Вероны. На самое начало развития типа трехпролетной арки указывает и то, что в ней зодчие еще не следуют правилу, обязательному для более поздних арок: уровень импостов среднего прохода должен лежать над замком архивольта боковых сводов. Формы еще не уравновешены, аттик чрезмерно тяжел, членения фасада слишком дробны, а декор чрезвычайно обилен (черта, характерная для галльского искусства этого времени). Высокий, разбитый на два яруса аттик арки образует три постамента для скульптурных групп. Необычна трактовка антаблемента боковых фасадов арки. Раскрепованный над средними полуколоннами антаблемент изогнут в виде арки - прием, очень употребительный в восточно-римской архитектуре.

В пределах Италии сохранились только трехпролетные арки последних двух столетий империи.

В 203 г. в Риме у подножия Капитолия была воздвигнута мраморная триумфальная арка Септимия Севера , посвященная победам императора в Месопотамии. Ее большая высота - 23 м отчасти определялась постановкой в пониженной части форума. Арку увенчивали: в центре - фигуры Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестеркой коней, а по углам - четыре конные группы. Особенность арки составили внутренние проемы в средних пилонах. Композиция фасада не совсем удачна. В сопоставлении с плоским аттиком, заполненным рельефами, фасад кажется перегруженным. Особенно нетектонично решено его среднее звено. На облицованных барельефами пьедесталах колонны композитного ордера выглядят лишенными опоры, а наверху они не находят завершения, так как целиком занятый надписью аттик не раскрепован в центре. Рельефы арок - низкого качества, со слишком мелкими фигурами.


Почти все эти недостатки были преодолены в арке Константина , построенной в 315 г. между Колизеем и Палатином (рис. 145-147). Эта триумфальная арка в честь победы Константина над Максенцием достигала в высоту 20,35 м и была скомпонована из готовых фрагментов, снятых с сооружений конца I - начала II вв.г что очень характерно для строительства поздней империи. Рельефы среднего пролета, медальоны со сценами охоты и жертвоприношения и восемь статуй варваров на аттике перенесены с арки Траяна у Капенских ворот. Лишь низкие по качеству фризы над малыми пролетами, рельефы цоколей и медальоны коротких боковых фасадов арки одновременны сооружению. Несмотря на «сборность» и некоторую непропорциональность отдельных деталей, арка Константина обладает большими архитектурными достоинствами. Она ясно организована: коринфские колонны, продолженные раскреповками венчающих частей арки и статуями, делят весь фасад на три неравные звена. Принцип симметрии последовательно проведен в композиции арки в целом и в отдельных ее частях: боковые звенья симметричны среднему, а детали расположены симметрично главной оси каждого звена, которая выделена замковым камнем арки и вертикалью аттика. Столь четкое распределение отдельных элементов придает целому спокойную уравновешенность. Проходящие поверх горизонтальных членений арки сильные вертикали колонн и раскреповок объединяют все части фасада в один целостный объем, органичность которого особенно очевидна при сравнении с аркой Септимия Севера. В то же время выступы этих вертикалей, ритмически чередуясь с углублениями фасада, делают объем арки пластичным. Желтый мрамор ордера в сочетании с порфировым фоном облицовки оживил сооружение, придав ему не свойственную большинству арок мажорность цвета.

Для акцентирования центральной части сооружения применен противоположный по сравнению с аркой Тита прием. Скульптурный декор сосредоточен не в центре, а по краям фасада, поэтому широкое ровное поле среднего деления аттика с посвятительной надписью выделяется по контрасту с боковыми его частями, которые измельчены рельефными вставками. Высокое качество большинства рельефов со сценами битв и триумфа созвучно мастерству композиции, что делает арку Константина лучшей из арок поздней империи.

Кроме одно- и трехпролетных арок, а также более редких двухпролетных, ставившихся иногда в виде пропилей у входа в цирк, на мост и т.п., существовал еще интересный тип четырехстолпных арок - тетрапилов. Тетрапилы обычно воздвигались на перекрестке улиц и были равнофасадны.


Арка на Бычьем рынке , построенная в IV в. н.э. и известная под ошибочным на-званием арки Януса, - одна из немногих сохранившихся (рис. 148). Четыре массивных, частично пустотелых пилона с помещениями внутри были перекрыты крестовым сводом, облегченным амфорами, и увенчивались пирамидой. Внешний вид арки был необычен из-за отсутствия раскреповок и колонн. Одинаковая обработка равных по величине фасадов и аттика рядами декоративных ниш подчеркнула кубическую форму сооружения и его центричность. Обработанные в виде раковин полукруглые завершения ниш были обведены профилированными архивольтами и обрамлены тонкими колонками. Три яруса колонок образовали прозрачную сетку, наложенную на фасады. Изящные формы колонок, сопоставленные с нарядными нишами, контрасты света и тени, солнечные блики на белой мраморной поверхности фасадов делали объем арки легким и изысканным.

Арки сохранились во многих провинциальных городах империи, особенно в Африке. Провинциальные архитекторы, возводившие арки, по-своему истолковывали римские принципы. Это хорошо показывает арка Адриана в Афинах, поставленная в 120 г. н.э. на границе старого и нового города (рис. 149) и оформлявшая вход в Олимпейон. Являясь одновременно мемориальной аркой и воротами, включенными в ограду, она сильно отличается по своему облику от большинства римских арок. Вместо массивного аттика ее увенчивает легкая колоннада с двусторонней эдикулой в центре. Несколько большая ширина нижней части создает впечатление устойчивости конструкции, не лишая ее легкости и стройности. В то же время чрезмерная ширина прохода (6,1 м) и то обстоятельство, что архивольт врезается в архитрав, показывают, что греческим архитекторам было трудно проникнуть в логику римских конструктивных решений. Арка Адриана показывает греческую переработку римской архитектурной темы; она очень удачно вписывается в окружающий городской пейзаж, которому не соответствовала бы рядовая римская арка, слишком тяжелая для архитектуры Афин.

Очень распространенным в провинциях был тип трехпролетной триумфальной арки. Такими были арки II в. - в Пальмире на повороте дороги (Сирия, рис. 150), Антиное (Египет), Тимгаде и Сбейтле (Северная Африка). Особенно интересна трехпролетная арка в Тимгаде (рис. 151), обычно называемая аркой Траяна, хотя она построена несколько позднее. Здесь отчетливо видно, как изменилось оформление углов трехпролетных арок. В самых ранних арках (в Араузио) угол оформлен трехчетвертной колонной, в Тимгаде ее заменила пилястра, а в более поздних (арки Септимия Севера и Константина в Риме) оформление угла отсутствует. Четыре коринфские колонны на фасаде арки уже не связаны непосредственно с пилоном. Раскреповка антаблемента арки в Тимгаде и два сегментовидных фронтона, соединяющих колонны попарно, создавали впечатление, что они обрамляют в большей степени боковые проходы, чем центральный. Ниши со статуями над малыми проходами были обрамлены колонками, опиравшимися на консоли. Своеобразие арки в Тимгаде заключается в акцентировании боковых частей фасада. Их пластическая разработка представляет контраст плоскостной, заглубленной центральной части арки.

Кроме арок триумфальными сооружениями служили также колонны, лучшим образцом которых была триумфальная колонна Траяна на его форуме и повторившая ее позже колонна Марка Аврелия в Риме (рис. 152).

Трофеи . Эти монументальные памятники воздвигались римлянами в знак победы в завоеванных странах или на их границах, прославляя победоносное римское оружие и напоминая покоренным народам о могуществе завоевателей. По архитектурной композиции они чрезвычайно близки к мавзолеям тумулусного типа. Одни из трофеев имели большое сходство с высотными мавзолеями. Таков трофей Августа в Турби, воздвигнутый в 7-6 гг. до н.э. императором после его завоевания Альп. Это было стройное здание башенного типа: на низком цоколе располагался объем квадратного сечения со стороной 32,5 м, на который опирался цилиндр диаметром 21 м, прорезанный нишами и окруженный 24 колоннами. Над конической кровлей возвышалась бронзовая статуя Августа-победителя с фигурами скованных варваров у его ног (рис. 153). Внутри был ряд лестниц для подъема на верхний ярус.

154. Адамклисси (Дакия). Трофей Траяна, 109 г. н.э. Детали рельефного фриза; реконструкция

Другие по своему образу ближе к классическим мавзолеям I-II вв. н.э. К этой категории принадлежал трофей Траяна в Адамклисси, построенный в 109 г. н.э. после победы над даками, жившими по Дунаю, на территории современной Румынии (рис. 154). Могучее кольцо его стен (диаметром 27 м) окружал пояс метоп укрупненного масштаба. По гипотезе Ф. Бобу-Флореску (F. Bobu-Florescu. Monumentul de la Adamclissi Tropaeum, Bucuresti, 1961) он проходил в средней полосе стены. Его рельефы в шести батальных сценах, составленных из девяти метоп каждая, красноречиво раскрывали жестокую историю порабощения Дакии римлянами. Выложенная каменной черепицей крыша имела чешуйчатую поверхность. Ее плавное восхождение (под углом в 45°) подводило взор к двухъярусному шестигранному постаменту, на котором у подножия грозного трофея в мучительных позах застыли скульптурные фигуры пленных даков. Монумент в Адамклисси, посвященный Марсу Мстителю, достигал 32 м в высоту и был хорошо виден издалека. Его окружали широкие ступени, приглашавшие зрителей - в большинстве своем покоренных, но не смирившихся даков - рассмотреть на близком расстоянии рельефы фриза, которые показывали неумолимую силу захватчиков. Трофей, в Адамклисси, в полном смысле слова являвшийся памятником монументальной пропаганды, был поставлен для лучшего обозрения на открытом месте.

Одна из самых узнаваемых арок в Риме - триумфальная арка императора Константина. Привлекает она своим величием, изяществом барельефов и массивностью, а также выгодным расположением - возле Колизея.

Как выглядит арка?

Это врата из трёх пролётов, высота - двадцать один метр, а ширина - двадцать пять. Для их украшения служат коринфские колонны, а над ними изображены пленники. Колонны как бы разделяют арку на три секции, каждая обильно покрыта барельефами. Они показывают сюжеты из римской истории и религии. Строение возвели в честь победы над Максенцием. Битва проходила у Мильвийского моста в 312 году. Именно это сражение подтолкнуло Константина к христианству, а значит, и установило новый религиозный порядок в Европе.

На аттике расположены восемь барельефов, которые сняты с памятника Марку Аврелию. Достоверно неизвестно, с какого именно. Над каждой колонной стоит дак, их взяли у базилики Траяна. С этой же базилики сняты барельефы и для украшения боков арки. Восемь колонн с обеих сторон арки выполнены из нумидийского мрамора жёлтого цвета.

Учёные всё не могут прийти к согласию, что же именно хотят показать нам барельефы. Однако считается, что раньше барельефы по бокам составляли единую картину на форуме у Траяна или Теодориха. Они сделаны из белого пентеликонского мрамора, в котором едва заметны золотистые жилки.

История арки

Её строительство началось в том же, 312 году, а закончилось через три года. Заказал строительство сенат. Триумфальная арка была достроена ко дню десятилетия правления Константина - 25 июля. Существует предположение, что раньше арку украшала ещё и квадрига, которая исчезла после вторжения вестготов в 410 году. Из-за большого разброса времён у барельефов можно отследить развитие архитектурной мысли в течение нескольких веков. Это самый настоящей музей римского искусства. Также арка представляет собой особую ценность ещё и тем, что это последнее античное строение до того, как официальной религией во всей стране было объявлено христианство.

Занимательные факты

  1. Многие из барельефов сняты с других строений более раннего времени. Композиции же, сделанные в четвёртом веке, не совсем выгодно смотрятся на фоне более ранних произведений и даже в некотором роде свидетельствуют об увядании архитектуры. Они как бы создают ощущение кичливости.
  2. Также барельефы от разных зданий могут объясняться тем, что рабочие были поставлены в очень узнике временные рамки - возвести такую грандиозную арку всего за три года.
  3. Возле неё на Олимпийских играх 1960 года финишировали участники марафона.
  4. Когда в 2007 году началась стройка станции метро, были найдены сокровища императора Максенция в Палатинском холме. Видимо, он спрятал их перед битвой.
  5. В декоре задействованы детали времён правления императоров Траяна, Адриана, а также Марка Аврелия, что было символично - так Константин тоже как бы становился «хорошим императором».

Как добраться?

Отыскать в Риме триумфальную арку Константина не составит труда, она расположена на улице Via di San Gregorio, как раз между Колизеем и

Триумфальные арки возводились на протяжении всей истории Древнего Рима. Для его жителей это был символ неба, а если на ней устанавливалось изображение полководца, то в этом уже видели торжество жизни над смертью. Одержав хоть сколько-нибудь значимую победу, римляне возводили арку, специальные декорированные ворота, через них торжественно шествовали императоры и полководцы, так они получали «триумф». Арка императора Константина — единственная, возведенная в честь победы над внутренним врагом.

История

Последней триумфальной аркой Вечного города оказалась арка в честь Константина, её возвели в 315 году, когда была одержана победа над Максенцием у тибрского моста. Она стала единственной, возведенной в честь победы над внутренним врагом. Но событие это было очень значимо в истории Рима. Битва послужила поводом для принятия Константином христианства.

Арку соорудили практически в центре города, между форумом и Колизеем. Белый мрамор для неё был привезен из Малой Азии.

В Средние века располагавшееся на дороге, ведущей к базилике Святого Георгия, сооружение получило название «Триуфальная Траси».

Достопримечательность реконструировали в 1832 году по распоряжению Папы Григория XVI.

Арка, хоть и отразила значимое событие в жизни Рима, стала символом заката великой империи.

Описание

Высота постройки 21 м, ширина 25,7 м, глубина 7,4 м. Основной материал-мрамор. Большинство элементов декора, установленные на арке, были взяты с других архитектурных памятников. Историки считают, что объяснений этому может быть несколько:

  • упадок искусства в IV веке в империи, но сейчас этот вариант опровергается, археологические находки доказали, что в период поздней античности в Риме искусство было развито;
  • создатели достопримечательности не имели времени на изготовление украшений, потому что их ограничили жесткими временными рамками;
  • декор, позаимствованный с сооружений времен Траяна, Марка Аврелия, воспринимался как символ того, что Константин входит в их число.

Само архитектурное решение, скорее всего, скопировано с арки Септимия Севера.

Здесь имеется единственная надпись, которая сообщает, что эта арка сооружена после 10 лет правления императора.

На аттике установлены 8 барельефов, их, возможно, сняли с памятника, воздвигнутого после победы Марка Аврелия над сарматами. Среди рельефов особо стоит отметить сцены, изображавшие возвращение императора из похода и допрос попавшего в плен германца, обращение к армии и принесение даров богам.

На самом верху колонн есть скульптуры, изображающие побежденных даков, предполагают, что туда они попали с форума Траяна. И изображения праздника победы тоже могли быть сняты оттуда.

Колонны в коринфском стиле, поставленные со всех сторон, украшают арку, их вырубили из редкого желтого мрамора. На высоких фундаментах колонн есть рельфы с изображением богини победы, легионеров и плененных варваров. Эти рельефы были выполнены непосредственно в эпоху Константина.

Два больших медальона сбоку сделаны в эпоху Адриана и перенесены сюда, они изображают сцены традиционной для римлян охоты на вепря и льва и воздаяние жертвы богам. Изображение головы Адриана имело узнаваемые черты, его заменили на голову Константина. На других медальонах, относящихся уже к периоду Константина, можно увидеть богов Солнца и Луны, мчащихся на вздыбленных колесницах. Фриз, рассказывающий о борьбе Константина с Максецием, был выполнен непосредственно для этой арки, так же как и сцена въезда императора в родной город, сцена раздачи им денег.

Декабрь 20, 2018

Древнее сооружение, установленное возле Колизея, является одним из наиболее узнаваемых монументов Вечного города. Сохранившаяся до наших дней Арка Константина – один из самых величественных памятников Древнего Рима, располагавшийся на Улице Триумфов (Via dei Trionfi), которая в античные времена предназначалась для торжественных шествий, проводимых во славу императора.

Арка была возведена в честь императора Константина, ставшего для римского народа «освободителем и посланником мира» в качестве благодарности за его заслуги. Согласно заключениям историков, Константин Великий действительно был одним из лучших правителей Рима и полководцем, способным защитить империю.

История древнего памятника

Триумфальная арка была возведена по решению Сената в память о победе Константина над императором Максенцием в битве, произошедшей 28 октября 312г.н.э. у моста Мильвио. Официальное открытие памятника состоялось в 315 году. Проведенные исследования показали, что сооружение построили еще в первой половиной II века, во времена правления императора Адриана (117-138гг) и оно, по всей вероятности, изначально предназначалось совсем иному историческому персонажу, имя которого затерялось в анналах истории. В начале IVв. арку вновь отремонтировали, украсили новыми барельефами и использовали как основание для нового монумента славы.

Это интересно!

Арка Константина – единственный памятник в Риме, увековечивший победу не над внешним врагом, а в гражданском междоусобном конфликте двух императоров.
В 306г.н.э. очередным императором был провозглашен Марк Аврелий Максенций(278-312), пришедший к власти путем интриг. Неправедный тиран, погрязший в распутстве, обложил население непосильно высокими налогами, тратя собранные средства на пышные многочисленные празднества. В 312г. со своим войском против тирана выступил император Константин I и, разгромив в нескольких битвах основные силы Максенция, подошел к Риму. Противоборствующие стороны встретились у Понте Мильвио и после непродолжительной схватки войска Максенция обратились в паническое бегство. Узкий мост, не выдержав огромной массы скопившихся людей, в одночасье рухнул, погребя под своими обломками сотни тел и самого Максенция. Константин, торжественно вступив в Рим 28 октября, нес перед собой окровавленную голову тирана. Монументальную арку Константина воздвигли в Вечном городе в ознаменование именно этой победы.


В своем декоративном оформлении триумфальное строение имеет элементы разных исторических периодов. Они отличаются не только возрастом, но и качеством проработки деталей. Например достоверно известно, что на уже существовавшие ранее мраморные блоки старой кирпичной арки добавлялись барельефы и декор, прославлявшие эпоху Траяна (98-117гг.). Кроме этого, несколько позже появились изображения императоров Адриана и Коммода.
Капитальная реставрация арки Константина проводилась несколько раз: в XII, в XV-XVIвв., а также в 1733г. Тогда к строению были добавлены найденные недостающие фрагменты.

Описание Арки Константина

Триумфальная арка состоит из трех сквозных пролетов, из которых центральный является более высоким и широким по отношению к боковым. Ее архитектоника аналогична Триумфальной арке Септимия Севера, находящейся на . Обе фасадные части, внешние и внутренние стены сооружения украшены барельефами, которые представляют две сотни лет истории империи, запечатленные в мраморе. Для строительства арки был использован мрамор различного происхождения и качества, а некоторые блоки были заимствованы из более древних сооружений, как и ее некоторые декоративные элементы.

В центральной верхней части с обеих сторон арки высечена надпись на латыни, с одним и тем же текстом: «Сенат и народ римский посвящают эту выдающуюся арку триумфов Императору Цезарю Флавию Константину Максимусу Пию Феличе Августу, который одухотворенный божеством и величием своего духа вместе со своим войском расправился в одночасье с государственной тиранией верным оружием».

Сюжеты тондо фасада с северной стороны арки

  • Охота на кабана
  • Жертвоприношение Геркулесу
  • Жертвоприношение Аполлону
  • Охота на льва

Барельефы Марка Аврелия на Арке Константина

В аттике и на фасадах строения установлено восемь барельефов, относящихся к эпохе правления Марка Аврелия. Их расположение – попарно по обеим сторонам от надписи. Прямоугольные мраморные плиты, высотой около трех метров, содержат сцены битв Марка Аврелия, состоявшихся во второй половине II века против германских народов – Квадов и Маркоманнов.

Барельефы южного фасада арки

  • Rex datus – представление побежденного правителя Марку Аврелию;
  • Captivi – пленники императора;
  • Adlocutio – император со своим войском;
  • Lustratio — жертвоприношение на поле боя.

Барельефы северного фасада арки

  • Adventus – прибытие императора в Рим;
  • Profectio – отправление из Рима;
  • Liberalitas – дарование денег народу;
  • Clementia – император и побежденный правитель германских народов.

Барельефы и скульптуры периода Траяна

На триумфальной арке Константина присутствуют четыре крупных прямоугольных барельефа периода правления Траяна. Все они изображают сцены битвы Траяна против даков.



Два из них расположены в аттике на боковых сторонах арки, два других – на внутренней поверхности центрального пролета. Согласно заключениям исследователей, четыре мраморные плиты, использованные для декоративного оформления Арки Константина, являются лишь частью одного большого барельефа. Некоторые фрагменты античного Траянского барельефа сегодня хранятся в Лувре, Антиквариуме Римского Форума, а также в . Увидеть все четыре плиты, объединенные вместе, можно в Музее Римской Цивилизации, где представлены их копии.


Если сопоставить данные изображения с рельефами, выполненными на , становится очевидным тот факт, что все они были выполнены одним мастером или в одной мастерской.

Франция