Порты прибалтов Россия уже утопила . Порты латвии в угле и контейнерах За год - минус четыре миллиона тонн

«Прирост составил почти 2 млн т, что на фоне текущей геополитической и экономической ситуации является неплохим результатом», - отметил директор департамента транзитной политики Министерства сообщений Латвии Андрис Малдпус. - Радует, что порты активно работают с углем, накатными грузами. Прирост в обработке контейнеров в портах за 5 месяцев на 13% является вообще рекордом в истории».

Вопреки ожидаемому в мае снижению российских транзитных грузов в целом стабильная негативная тенденция в части транзита заметна пока лишь в динамике обработки нефтепродуктов, но их сокращение началось еще в конце прошлого года.

Итак, плюсовая динамика за январь - май в Латвии объясняется растущей перевалкой насыпных грузов (+20,4%, до 15,76 млн т). И практически половину составляет каменный уголь, которого стало больше во всех трех портах страны (+35,6%, до 8,98 млн т). Однако в отрицательном поле - обработка минеральных удобрений (-7,2%, до 1,27 млн т) и в Риге, и в Вентспилсе. Минусовая динамика отмечается не первый месяц. В то же время представители «Уралкалия» и «Уралхима» подтверждают планы на текущий год и объемы на уровне не меньшем, чем в прошлом году.

Перевалка наливных грузов в отчетном периоде сократилась на 10,7%, до 8,9 млн т. Снижение ожидаемое, длится не первый месяц, в результате чего нефтепродуктов было на 10,7% меньше, до 8,57 млн т.

Поток генеральных грузов в Латвии за 5 месяцев продолжает рост (+5,7%, до 4,57 млн т). В плюсе обработка грузов в контейнерах и непосредственно «ящиков». Если посмотреть данные всех портов Балтии, то лидером по контейнерообороту за январь - май была Клайпеда - 183,329 тыс. TEU (+2,1%), на второй позиции, с небольшим отставанием, Рига - 174,585 тыс. (+12,9%) и затем Таллин - 87,384 тыс. TEU (+7,6%).

Сравнивая работу латвийских портов, можно отметить, что за 5 месяцев лучший результат по приросту тоннажа был в Вентспилсском порту - грузов стало больше на 1,8 млн т при общем объеме в 10,77 млн т, затем идет Рижский порт с ростом на 0,6 млн т, до 14,87 млн т. В Лиепае грузов стало больше на 0,5 млн т, до 2,8 млн т.

По грузообороту лидировал Рижский порт с 14,87 млн т (-4%). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в столице Латвии на 8,7% выросла обработка в сегменте генеральных грузов, на 4,5% - в объеме насыпных, обработка наливных продолжает падать - их стало меньше на 30,3%. В администрации порта отмечают, что несмотря на общее снижение потока показатели за 5 месяцев превышают прогнозируемые в начале года при составлении бюджета.

Так, в отчетном периоде в Рижском порту перевалили 9,2 млн т насыпных грузов (+4,5%). Большая их часть представлена каменным углем. В последние 2 месяца объемы угля стали немного сокращаться в связи с сезонностью, тем не менее обработали 5,5 млн т (+10,4%).

Стабильный прирост продолжается в сегменте генеральных грузов. За январь - май перевалили 2,75 млн т (+8,7%). Большую часть, или 67%, из этих грузов составляют контейнеры - 174 585 тыс. TEU (+13%). С «ящиками» в столице Латвии работает три терминала - Baltic Container Terminal, Rīgas Universālais termināls и Rīgas centrālais termināls. У всех трех стивидоров зафиксирован прирост.

Благодаря работе паромной линии Tallink на 40,3% выросла обработка ro-ro грузов. Эти цифры свидетельствуют о большом спросе в регулярном сообщении между Ригой и странами Скандинавии.

В сегменте же наливных грузов, как было описано выше, спад на треть, до 2,8 млн т. В то же время в мае этого года по сравнению с апрелем нефтепродуктов перевалили больше на 36,7%.

Кроме того, пассажиропоток порта за январь - май вырос на 37,2%, до 271,6 тыс. человек. Круизных туристов в Риге стало также больше - на 65,4%, до 16,2 тыс. человек.

В Вентспилсском порту за 5 месяцев отмечается прирост грузооборота - до 10,8 млн т (+20%). И связан он с плюсовой динамикой в сегменте насыпных и генеральных грузов. Насыпных стало больше на 72,1%, до 3,93 млн т. Из них большую часть составляет каменный уголь - 2,72 млн т (+82%). Оборотам стивидоров способствовала растущая стоимость угля на рынках.

Также увеличилась перевалка минеральных удобрений - на 64%, до 164 тыс. т. Однако в порту указали на то, что ранее ежемесячно переваливалось до 300 тыс. т российских удобрений, а на июнь к перевалке и вовсе не было заявлено ни тонны.

Во втором по величине порту наливных грузов обработали 5,8 млн т (+2,1%). И в основном это были нефтепродукты - 5,5 млн (+2,6%), представленные дизельным топливом - 2,91 млн т, бензином - 1,5 млн т и мазутом - 1,09 млн т.

В отчетном периоде крупнейший в Латвии терминал по перевалке и хранению нефтепродуктов Ventspils nafta termināls перевалил 3,8 млн т. Это на 195 тыс. т, или 5%, меньше, чем за такой же период годом ранее. В администрации подчеркнули, что терминал загружен на 1/3 от общей мощности.

Продолжает расти объем грузов и число пассажиров, перевезенных паромами Stena Line. Линией между Вентспилсом и шведским Нюнесхамном воспользовалось на 17,975 тыс. пассажиров больше (+33%). Объем грузов ro-ro в порту вырос на 166 тыс. т, или на 24%. Результат является крупнейшим по ro-ro в портах Латвии.

Грузооборот в Лиепае за 5 месяцев достиг 2,89 млн т (+24,7%). Объемы насыпных грузов увеличились на треть, до 2,23 млн т. Ключ успеха - выросшая в 5 раз перевалка обогащенного угля российского происхождения, до 725 тыс. т (+510%). Это 25% от всего объема грузов гавани.

Кроме того, обработали 1,04 млн т (-11,5%) зерна и продуктов из него. Ожидается, что текущее колебание не скажется отрицательно на итогах года. Всего зерна запланировано обработать порядка 2,8 млн т.

В отчетном периоде наливных стало больше на 33,5%, до 223 тыс. т. Однако нефтепродукты в этом порту представлены базовыми маслами и вакуумным газойлем, которые являются нишевыми грузами, перегружаемыми здесь маленькими партиями.

«Уралхим» подписал с логистической компанией «Ультрамар» меморандум о сотрудничестве, в рамках которого планируется построить в порту Усть-Луга объекты портовой инфраструктуры, предназначенной для перевалки сухих минеральных удобрений с последующим созданием многофункционального терминала с потенциальным объемом перевалки до 12 миллионов тонн в год.



«Проектирование и строительство компанией „Ультрамар“ нового портового терминала, в том числе для нужд компании „Уралхим“, направлено на обеспечение гарантированного доступа растущих объемов перевалки продукции нашей компании к портовой инфраструктуре. Это обеспечит перевод наших грузопотоков из портов Прибалтики, что в целом позволит сократить транспортные издержки», — приводит слова гендиректора «Уралхима» Сергея Момцемлидзе сайт компании.

Компания «Уралхим» в настоящее время через свою дочернюю компанию URALCHEM Trading осуществляет экспорт минеральных удобрений через латвийские порты. SIA Uralchem Trading в прошлом году стала второй по величине оборота компанией в Латвии — 871,557 миллиона евро.

По словам Момцемлидзе, общий дополнительный объем перевалки грузов «Уралхима» в отечественных портах может составить после завершения строительства и получения всех необходимых разрешений более 2 миллионов тонн в год.

В свою очередь гендиректор «Ультрамара» Андрей Бонч-Бруевич пояснил, что основными предпосылками начала реализации масштабного инвестиционного проекта послужили два фактора: дефицит портовых мощностей и дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры порта Усть-Луга.

«В настоящий момент в портах Северо-Запада Российской Федерации, по предварительным оценкам, наблюдается дефицит портовых мощностей по перевалке минеральных удобрений, составляющий порядка 10 миллионов тонн в год. Также, по оценкам самих производителей, с 2020 года ожидается рост экспортного потенциала», — отметил Бонч-Бруевич.

По его словам, динамично развивающаяся железнодорожная инфраструктура Усть-Луги создает предпосылки для дальнейшего роста грузопотока порта.

Напомним, летом РЖД завершили очередной этап модернизации подходов к портам на южном берегу Финского залива, в первую очередь речь идет о крупнейшем на Балтике порте Усть-Луга. РЖД направили за первое полугодие текущего года 3,8 миллиарда рублей на реконструкцию подходов к портам Северо—Запада. Средства пошли на комплексную реконструкцию участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам Финского залива. Модернизация участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород идет с 2005 года.

В рамках проекта по электрификации с 2011 года построено и реконструировано более 700 километров контактной сети, введено более 150 километров вторых путей, реконструировано 11 станций, построена станция Лужская.

Читая заголовки новостных лент по грузообороту в Латвии, можно поймать оптимистическую волну; прямо хочется поддаться соблазну и перепостить: «Грузооборот порта Рига за 7 месяцев 2018 года вырос на 4,4%». А где же упадок, где прогнозы экономистов о кризисе транзитной отрасли, а как же истерики политиков о «вероломной России», переориентирующей потоки грузов на свои порты?

Между тем все так и есть. Коллапс грянул. Сегодня им, латвийским политикам, впору прилюдно биться головой об стену: только на их совести доведение отрасли до края пропасти, это в их головы могла прийти идея спасения - заменить географического соседа Россию на близкий по «капиталистическому духу» Китай, это они с пеной у рта доказывали, что Европа всегда компенсирует любые потери.

Но никто не бьется головой. А проблески вменяемости можно видеть только перед сменой власти, в преддверии осенних выборов в Сейм. Только сейчас, например, для бывшего министра сообщения, а ныне депутата парламента Латвийской Республики Анрийса Матисса стала очевидной связь кризиса национальной экономики (если в общем) в сфере транспорта (в частности) с ухудшением отношений с восточным соседом. Почему они все молчат, будучи министрами?

Но вернемся к деталям. Нюанс в том, что, говоря о грузооборотах в портах Латвии, мы не имеем общей картины. Львиную долю составляют железнодорожные перевозки. Но и рассматривая положительную статистику грузооборота порта Риги за 7 месяцев 2018 года, мы не учитываем, например, перевалку нефтепродуктов.

Администрация порта в лице Эдгара Суна дала сайт следующие цифры: объем перевалки угля вырос на 12,3% (до 8,269 млн тонн), объем перевалки древесных гранул - на 33,6% (до 508,1 тыс. тонн). На 7,8% вырос и контейнерооборот. А вот перевалка нефтепродуктов сократилась аж на 30% (до 2,555 млн тонн).

Та же картина и с портом Лиепая. Грузооборот за январь-июль 2018 года вырос на 20% в сравнении с показателем соответствующего периода прошлого года - до 4,411 млн тонн. В том числе объем перевалки зерновых вырос на 51,8% - до 1,863 тыс. тонн, объем перевалки стройматериалов вырос на 16% - до 395,8 тыс. тонн, а объем перевалки нефтепродуктов сократился на 12,2% - всего до 210,1 тыс. тонн.

И вот картина в целом. Лидирует по грузообороту Рижский порт, далее следуют Вентспилсский и Лиепайский. В малых же портах Латвии за семь месяцев перевалено всего 1,099 млн тонн грузов.

Итого в латвийских портах за семь месяцев 2018 года перевалено 37,836 млн тонн грузов. Это меньше, чем за тот же период 2017 года (данные Министерства сообщения). В 2017 году общий грузооборот латвийских портов составил 61,877 млн тонн - на 2% меньше, чем в 2016 году.

Именно к этому весь разговор - к тенденции. Рассматривать транзитную отрасль Латвии можно и уже нужно исключительно в тенденции. И этот год для маленькой страны будет еще тяжелее прежнего. Если не обманывать себя в том, к чему призывает опять же бывший член правления Рижского свободного порта Вадим Ерошенко, то объем перевозки грузов по железной дороге может упасть на треть! Причиной тому ориентация на Россию и единственный вид груза - уголь. И если раньше уголь обеспечивал оборот и железной дороге, и портам, то сейчас наметилась тенденция к отказу потребителей от угля.


Именно с точки зрения тенденции на своей странице в Facebook прокомментировал ситуацию в сфере транзита кандидат в депутаты Сейма от партии «Согласие» Алексей Медведев. На фоне отношений с Россией, по словам Медведева, обострение латвийско-российских отношений «буквально уничтожает» одну из главных доходных частей государственного бюджета.

Г-н Медведев знает, что говорит. «Я как человек, который родился и всю жизнь прожил в Вентспилсе - городе, в котором главным источником доходов является порт, - не могу молчать о катастрофической ситуации, которая сложилась в нашей стране в сфере транзита». И уточняет, что в 2016 году морской и железнодорожный транспорт принесли Латвии 700 млн евро, а в 2018 году из-за проводимой властями страны внешней политики доходы государства просто рухнут.

И тенденция не может быть другой. Ну не станет Евросоюз «непременно» компенсировать латышам издержки «экономической войны с Россией».

Если Европа хочет, но не может сейчас иметь нормальные экономические отношения с Россией, то Прибалтика их не хочет. Ей в радость эта санкционная война. Не о своей корове голова болит, главное, чтобы у соседа хворала.

Латвийская элита втемяшила себе в голову, что благодаря географическому положению транзитная отрасль будет развиваться всегда! В принципе, так и было - во все кризисы транзитная отрасль вытаскивала экономику. Латвийская железная дорога настроена на то, чтобы перевозить транзит на 90%. Красота, когда рядом находится такой сосед, как Россия, для которой 50–80 миллионов тонн грузов - это мелочь.



Казалось бы, сейчас, видя, что Россия сумела найти деньги и технические возможности для развития своей портовой инфраструктуры и начинает перенаправлять грузы, ранее ходившие через латвийские и литовские порты, Латвия должна начать кормить свою отощавшую корову. Но с упорством, достойным лучшего применения, она продолжает ругать соседскую, потягивая за соски европейскую телушку.

Мир безвозвратно изменился. Прежней важности для России Прибалтика больше не представляет. Основные объемы транспортировки грузов переориентированы на прямые маршруты из российских портов сразу в Германию, Нидерланды, Великобританию и Францию. Вентспилс и Клайпеда свое значение на Балтике утратили окончательно.

Русофобия - удовольствие крайне дорогое. Нельзя бесконечно сосать двух телок.

Латвия же вместо того, чтобы улучшать бизнес-среду, строит экономику на незаработанные ею деньги Евросоюза. Такого же мнения придерживается и глава совета Латвийской торгово-промышленной палаты Айгар Ростовскис.

Европейское финансирование помогает Латвии, поэтому экономические показатели страны пока выглядят не так плохо. Сегодня порядка 15–20% развития экономики обеспечивается поступлениями из Брюсселя. «Экономика Балтийской страны встанет на свои "естественные рельсы", когда еврофонды сократятся или иссякнут вовсе. Тогда не останется ничего другого, как улучшать бизнес-среду, привлекать иностранцев, инвестиции и так далее», - говорит Ростовскис.

Все верно. Только между «инвестициями» и «и так далее» уже стоят возникшие из «ниоткуда» тенденции. Например, уже не поедешь в Москву, чтобы «в бане договориться об обороте железнодорожных грузов на весь год», как сказал упомянутый выше Вадим Ерошенко, бывший член правления Рижского свободного порта.

И отсутствие русской бани - совсем плохая для латышей тенденция.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в

С давних времён Латвия была связана с морем, кораблями и транзитом товаров. Порты Латвии с годами не потеряли своего значения, они все ещё успешно выполняют свою основную задачу – служат воротами между сушей и морем.

Порты являются одним из главных элементов в цепочке перевозок, они способствуют экономическому развитию не только портовых городов, но и целых регионов, поэтому значение портов, как в Латвии, так и в Европейском Союзе постоянно увеличивается.

В Латвии три крупных порта – Лиепая, Рига и Вентспилс, и семь малых портов – Энгуре, Лиелупе, Мэрсрагс, Павилоста, Роя, Салацгрива и Скулте, которые расположены вдоль всей морской границы Латвии. Крупные порты в основном занимаются обслуживанием транзитных грузов – в них перегружается около 80% перевозимого через Латвию транзитного груза. Малые порты являются портами местного значения. Они главным образом занимаются отправкой лесоматериалов и приёмом продуктов рыболовства, а в летний сезон функционируют как пристани для яхт. Малые порты на сегодняшний день стали центрами региональной экономической активности и занимают стабильное место в экономике Латвии.

Порты обладают следующими преимуществами:

Техническим оборудованием для обработки грузов разных видов
- Хорошо развитой транспортной инфраструктурой
- Возможностью обслуживания кораблей при любых погодных условиях
- Свободными территориями для развития
- Прекрасными условиями для развития индустриальных и дистрибуционных парков

Порты в Риге и Вентспилсе действуют как свободные экономические зоны уже больше чем 10 лет, а Лиепайский порт является составной частью Лиепайской Специальной экономической зоны (СЭЗ). Принимая во внимание, что в свободных портах и СЭЗ Латвии имеются в наличии большие незастроенные запасные территории, свободных порты и СЭЗ Латвии на данный момент активно работают над несколькими

Предприятия, которые работают в свободных портах и СЭЗ, получают не только таможенную, акцизную ставку и процентную ставку НДС, равную нулю, но и скидку до 80% с подоходного налога предприятия и налога на недвижимость.

Принимая во внимание, что бюджетные средства, предусмотренные на развитие государственных автодорог, средства Фонда инфраструктуры железной дороги, а также средства управлений портов не достаточны для реализации проектов инвестиций в необходимом объёме, порты также получают поддержку Государственной инвестиционной программы в виде дотаций из государственного бюджета и кредитов с поручительством государства. Но самое большое финансирование развития транспортной инфраструктуры в последние годы получено из фондов Европейского Союза.

Латвия находится на грани серьёзного экономического кризиса, который ударит по множеству предприятий и трудящихся лишь потому, что в крупнейшем среди стран Балтии Рижском порту продолжает снижаться грузооборот.

За первые пять месяцев 2016 года грузооборот Рижского порта составил 15,5 млн тонн грузов - на 10% меньше, чем за тот же период прошлого года. В Вентспилсском порту перевалили 8,95 млн. тонн - на 24% меньше, чем в прошлом году.

Рижский порт теряет российский уголь (падение - 19,5%). На втором месте по потере нефтепродукты - на 14,8%. Эти грузы составляют около 60% всего грузооборота Рижского порта.

В Вентспилсском порту от 27% до 60 % грузооборот снижают те компании, которые осуществляли перевалку нефти, нефтепродуктов и нефтехимических продуктов. Вентспилс незначительно больше обработал лишь аммиак и гораздо больше зерна - на 19%.

Отметим, что снижение общего грузооборота латвийских портов на 14% наносит удар по экономике всей страны, по ключевым предприятиям и государственным компаниям. Прежде всего по железной дороге, так как в связи с уменьшением потока грузов - перевозки уменьшились на 20%, по автомобильному транспорту уменьшились на 8%.

Более того, приблизительно на 12% меньше нефти перекачали по трубопроводу, проложенному из России в Латвию.

Мэр Риги Нил Ушаков уже заявил, что в Латвии начнётся череда массовых увольнений. На одних лишь портовых предприятиях работает 20 000 человек, а если прибавить к ним железнодорожников и всех транспортников, которым будет нечего перевозить, то волна сокращений прокатится по всей стране.

В России же ситуация прямо противоположна. Официальная Москва следует стратегии под неофициальным названием - курс на сокращение транзита. Несмотря на то, что Минтранс Латвии всё ещё надеется сохранить сотрудничество в этой области, необходимо искать, чем заменить грузы, уходящие из Латвии в российские порты.

Кризис в России и снижение в ней количества грузов быстро меняют стиль работы российских транспортных компаний. Они стали дорожить каждым клиентом, меняют стиль работы, внедряют в портах более современные технологии. Это делать позволяют миллиардные средства, вложенные в Усть-Лугу, Бронку.

Грузооборот российских портов в этом году на 5,9 % больше, чем в прошлом. В общей сложности все российские порты за 5 месяцев обработали 286 млн. тонн грузов.

В бассейне Балтийского моря грузооборот российских портов составил 97 млн. тонн. Это на 2,6 % больше, чем за пять месяцев прошлого года. Усть-Луга увеличила грузооборот на 4,4 % - до 37,97 млн. тонн, Приморск - на 11,9 % до 27,43 млн. тонн. В то же время грузооборот в Санкт-Петеребурге уменьшился на 8,1 % - до 19,96 млн. тонн, в Калининграде - на 2,7 % - до 5,23 млн. тонн.

Латвийский журналист Дмитрий Лекух, проанализировав ситуацию, резюмирует, что Россия способна и, лишив прибалтов транзита.

В Литве же ситуация прямо противоположна. Клайпедский морской порт демонстрирует , несмотря на неутешительную ситуацию в Латвии и Эстонии.

Всё дело в том, что литовская гавань ориентирована , а не из России.

Тем не менее повод для беспокойства есть. За 5 месяцев этого года грузооборот Клайпедского порта составил 16,69 млн. тонн - на 7,2% больше, чем за аналогичный период в прошлом. Однако рост замедляется.

Повлияет ли и на Клайпедский порт голод грузов, охватывающий все крупные порты Балтийского моря?

То, что теряя российские грузы, латвийские порты всё агрессивнее ищут, чем их заменить в Беларуси, может сказаться на грузообороте Клайпедского порта.

С другой стороны, нестабильность в Украине также могла повлиять на работу Клайпедского порта. Эксперты высказали оценки, что часть грузов, которые шли через порты Украины, Беларусь перекинула в Клайпедский порт.

Как независимый информационно-аналитический портал сайт , Россия также намерена лишить Прибалтику монополии на транзит и найти альтернативу транспортным путям через Литву.

Канада