Мань пупу нер мансийские болваны. Мансийские болваны (столбы выветривания)

Маньпупунёр из Троицко-Печорска

Почему мы перестали летать из Ныроба

В 2020 году мы будем летать на плато Маньпупунёр из посёлка Троицко-Печорск, в республике Коми. Такое решение было продиктовано частыми отменами и задержками вертолётных рейсов из Ныроба по причине нелётной погоды. Самые упорные приезжали к нам из Москвы по 2-3 раза, но не всем повезло попасть на плато. Мы возвращаем денежные средства за несовершенный полёт, однако никто не вернёт нашим туристам драгоценные дни отпуска и средства, затраченные на авиабилеты до Перми. Однако самое неприятное для нас - это разочарование наших гостей от несостоявшегося путешествия. Для большинства наших клиентов поездка на Маньпупунёр - это мечта, часто это подарок от близких на день рождения или годовщину свадьбы, и мы прекрасно понимаем насколько важно, чтобы тур состоялся и был организован без задержек и бесцельного ожидания на вертолётной площадке в Ныробе.
Мы не властны над погодой и безопасность полётов - это всегда наш приоритет. Поэтому мы решили пересмотреть всю логистику наших туров и совместно с опытными пилотами разработали новый маршрут полёта.

Троицко-Печорск является оптимальным аэродромом вылета на плато Маньпупунёр, поскольку стоит на реке Печора, недалеко от впадения Илыча, и мы можем лететь на плато над Печорой или Илычом, не пересекая горный хребет. Маршрут полёта по долинам рек является более безопасным, меньше зависит от метеоусловий, а значит мы с высокой долей вероятности можем гарантировать нашим туристам доставку на Маньпупунёр. Кроме того, это очень красивый маршрут - с высоты птичьего полета вы увидите междуречье Печоры и Илыча, где раскинулся заповедный сосновый бор, причудливые скалы Лек- Из, предгорья поросшие елями и кедрами и наконец вершины Уральских гор и плато Маньпупунёр.
Из Троицко-Печорска для нас открыто еще одно очень интересное направление - Приполярный Урал. В 2020 году мы предлагаем пешие и водные туры в национальном парке Югыд Ва, рыбалку в чистейших реках Приполярного Урала, а также уникальный вертолётный тур с облётом самых интересных вершин Северного и Приполярного Урала.

Кроме того, мы постарались сделать наши программы более комфортными и интересными.
Теперь наш тур начинается и заканчивается в аэропорту г. Ухта, где мы будем встречать наших туристов и отвозить туда же по завершении путешествия к рейсу в Москву. Добраться до Ухты можно ежедневно прямым рейсом из Москвы авиакомпанией Utair, или автобусом из Сыктывкара, куда ежедневно выполняются авиарейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Самары, Краснодара, Нарьян-Мара и Екатеринбурга авиакомпаниями Руслайн, Аэрофлот, Utair.
В стоимость всех наших туров входит трансфер на автобусе из аэропорта г. Ухта до Троицко-Печорска и обратно, он занимает всего 1,5-2 часа, а также две ночёвки в гостиницах Троицко-Печорска, накануне вылета и по возвращении с плато.
Дополнительно мы можем организовать экскурсию на лосиную ферму Печоро-Илычского заповедника в п. Якша, рыбалку и поездки на катере по Печоре, в старинные деревни коми, отрезанные от цивилизации и доступные только на лодке.
Вылеты на плато Маньпупунер будут организованы на вертолете МИ-8Т каждую пятницу, субботу и воскресенье в летний сезон 2020 с 20 июня по 13 сентября из Троицко-Печорска и в зимний сезон 2020 - 21 и 28 марта из Перми или Сыктывкара .
Вылеты на Приполярный Урал будут организованы по четвергам с июля по начало сентября.
Индивидуальные рейсы на плато Маньпупунёр и рыбалку на реках Северного и Приполярного Урала организуем в любые даты с 15 июня по 15 сентября 2020, и с 1 февраля по 31 марта 2020.
Мы не забыли наших туристов из Перми!
По определенным датам мы организуем групповой трансфер от Перми до Троицко-Печорска на автобусе (около 12 часов в пути) или на самолете АН-2 (около 2 часов в пути, вместимость до 12 человек). Также возможен индивидуальный трансфер на самолёте Cessna (вместимость до 3 человек). Позвоните нам, и мы подберем оптимальный вариант доставки, но не откладывайте на последний момент, заявок из Перми много, а количество мест ограничено.

Плато Маньпупунёр, что находится на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр в республике Коми, является настоящей природной аномалией.

200 миллионов лет назад на этом месте располагались непроходимые горы, но палящее солнце, сильные ветра и затяжные ливни разрушали их день за днём. Выстояли лишь высокие каменные столбы причудливых форм, которым стали поклоняться племена манси. Поэтому в переводе с языка манси «Мань-Пупу-нёр» означает «малая гора идолов». Высота столбов колеблется от 30 до 42 метров.

По одной легенде эти каменные изваяния были когда-то людьми из племени великанов. Один из них пожелал взять в жены красавицу-дочь мансийского вождя, но получил открытый отказ. Придя в ярость, оскорблённый великан со своими сородичами напал на поселение, где жила красавица. Брат девушки подоспел вовремя, и при помощи своего заговорённого оружия, полученного от добрых духов, обратил великанов в огромные камни.

По другому преданию когда-то в этих краях жили великаны, что питались человеческой плотью и никто не мог их сразить. Однажды гиганты решили перейти Уральский Хребет, чтобы полакомиться племенем манси, но шаманы призвали духов и превратили великанов в каменные глыбы.

Интересно и то, что в обеих легендах фигурируют одни и те же мифические существа и присутствует один и тот же исход. В других источниках находятся даже уточнения: последний гигант пытался убежать, но и его тоже настигла ужасная участь - это объясняет, почему один из столбов стоит поодаль от остальных.

В дальнейшем манси обожествляли это место и поклонялись ему, но подниматься на плато Маньпупунёр кому-либо кроме шаманов было категорически запрещено.

Воочию чудо природы сможет увидеть не каждый. Путь к нему лежит по бурлящей реке, через глухую тайгу, под шквальным ветром и ледяным дождем. В некоторые времена года туда может добраться лишь вертолёт. Случайному или неподготовленному человеку никогда не попасть на Маньпупунёр - каменные гиганты надёжно хранят свои секреты.

Возможно вам будет интересно: - легенда об окаменевшем тролле.

Столбы выветривания в Коми отнесены к числу одного из семи чудес России и имеют природное происхождение. Они представлены семью вертикальными каменными глыбами высотой от 30 до 42 м, образованными твердой сланцевой породой. Более мягкие отложения были смыты в течение миллионов лет естественной эрозии.

Развитое воображение рисует в формах каменных массивов фигуры различных существ, являясь плодородной почвой для возникновения слухов и мифов.

Популярность плато среди туристов вызвана не только его необычным и захватывающим видом, но также многовековой историей самого места, имеющего ключевое значение в преданиях коренных народов. Гора Маньпупунер («Гора идолов»), на которой находятся столбы, относится к территории Печоро-Илычского заповедника и является природоохранной территорией.

Несмотря на красоту природных мест, туристические путешествия по Уралу привлекают желающих гораздо меньше, чем маршруты в более мягком климате. Посещать плато с каменными изваяниями рекомендуется в теплое время года, преимущественно летом. Осенняя погода слабо прогнозируема, а под снегопад можно попасть уже во второй половине сентябре.


Общее количество туристов за год не превышает нескольких сотен, поэтому маршруты часто бывают безлюдными. Лучше всего путешествовать в компании и иметь минимальный туристический опыт, поскольку даже непродолжительный поход по тайге является весьма утомительным.

Как добраться до столбов выветривания

Существует несколько вариантов пути, которые отличаются по времени, сложности маршрутов и финансовым затратам:

  • вертолетный перелет – наиболее дорогое мероприятие, однако самое быстрое. Добраться до места назначения и вернуться обратно можно в течение одного светового дня. Такой вид туризма подходит тем, кто хочет посетить самые живописные места, однако не готов к сложностям пешего перехода. На данный момент полеты с посадкой на плато приостановлены, что связано с реконструкцией вертолетной площадки;
  • пеший туризм – к горе Маньпупунер можно пройти со стороны Пермской или Свердловской областей. Наибольшей популярностью пользуется переход из Ивделя;
  • комбинированное путешествие из Троицко-Печорска – включает в себя сплавление по реке на лодке или катамаране и дальнейший пеший поход.

Почти в каждом туристическом маршруте приходится нанимать автомобильный транспорт – Уазик или Урал, поэтому надо быть готовым к дополнительным тратам. Уазик не сможет заехать так далеко, как Урал, поэтому часть его пути придется идти пешком. Детальный маршрут лучше загрузить в GPS, особенно при малом опыте хождения по тайге.

GPS маршруты можно найти на тематических форумах или сайтах. Также можно воспользоваться координатами наиболее заметных ориентиров.

Чтобы оценить сложности пути пешком, стоит ознакомиться с отчетом по его прохождению.

Маршруты для любителей и опытных туристов

  1. Переход к горе Маньпупунер со стороны Ивделя.

Общая длина маршрута составляет около 200 км. Идти лучше группой не менее 4-х человек – так будет безопаснее и снизит транспортные расходы.

Добраться до плато можно в несколько этапов:

  • вначале поездом до Ивделя (станция Ивдель-1);
  • в Ивделе нанимаем Урал, который отвезет к отправной точке – устью реки Ауспия;
  • от устья реки начинается пеший переход – основная часть маршрута.

После посещения плато можно вернуться обратным путем или воспользоваться более легким маршрутом и нанять моторную лодку до Троицко-Печорска от кордона Усть-Ляга.

  1. Комбинированный маршрут из Троицко-Печорска.

Относится к более простой разновидности похода, если нанимать плавсредства, а не использовать собственные. Основные этапы пути:

  • прибываем в Сыктывкар (самолетом или поездом), из которого направляемся в Троицко-Печорск (поездом);
  • из города доезжаем автобусом до Усть-Илыча;
  • нанимаем лодку и сплавляемся по реке Илыч до кордона Усть-Ляга;
  • если повезет и вам удастся договориться с кем-либо на кордоне (лодку из Усть-Илыча дальше не пропустят), можно подойти к столбам выветривания еще ближе по воде.

Особо на это рассчитывать не стоит, поэтому изначально планируйте припасы и время с расчетом на пеший поход от кордона. В зависимости от пройденного по воде расстояния, пешком придется идти 25-40 км.

Особенности посещения горы

Поскольку конечная цель похода находится на территории заповедника, необходимо заранее позаботиться о получении разрешения на его посещение.

Детали оформления заявки и информация о природоохранных мероприятиях размещены на сайте http://www.pechora-reserve.ru

Если маршрут начинается от Ивделя, можно рассчитывать дойти до горы Маньпупунер без пропуска. В последнем случае нужно быть готовым заплатить штраф до 5000 руб. за нахождение на заповедной территории без разрешения.

Что можно и нельзя делать на горе Маньпупунер?

Территория плато относится к охраняемой зоне, поэтому руководством заповедника запрещаются любые действия, связанные с нарушением экосистемы.

На самой горе запрещается разбивать лагерь, поэтому для ночевки придется пройти около трех километров на юго-восток до берега р. Печоры. Территория плато полностью просматривается с наблюдательного поста, поэтому уйти незамеченными вряд ли получится.

На Маньпупунер допускают не более 10 человек в неделю. Такое решение вызвано тем, что на ее вершине растет редкая разновидность белого мха, прибавляющая всего 5 мм в год. По этой же причине на горе сейчас оборудуется специальная вертолетная площадка.

Редкий турист дважды отправится в поход к одному месту, поэтому не поленитесь запечатлеть столбы во всевозможных ракурсах еще на подходе.


Оставшиеся фото и видео будут лучшем напоминанием о проделанном путешествии и вдохновят на открытие еще неизведанных уголков нашей страны.

Столбы выветривания (останцы) на плато Мань-Пупу-Нер являются визитной карточкой Урала. Когда-то Столбы выветривания являлись объектами культа манси. В связи с загадочным происхождением этих столбов местное население - манси, коми и русские - создавали различные легенды об их появлении

Столбы выветривания (мансийские болваны) - уникальный геологический памятник в Троицко-Печорском районе Республики Коми России на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает "Малая гора идолов"), в междуречье рек Ичотляга и Печоры. Всего столбов - 7, высота от 30 до 42 м.

Столбы выветривания находятся довольно далеко от обитаемых мест. Добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут. До плато и столбов выветривания можно добраться на вертолёте. Из Сыктывкара - столицы республики Коми - лететь два с половиной часа. Иначе - сначала на машине, потом на лодке, ну и остаток пути - пешком. На то, чтобы преодолеть таким образом 400 с лишним километров, уйдёт не меньше недели.


Около 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов были высокие горы. Проходили тысячелетия. Дождь, снег, ветер, мороз и жара постепенно разрушали горы, и в первую очередь слабые породы. Твёрдые-серицитокварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, - разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в понижения рельефа. Именно отсюда и пошло название – Столбы выветривания


Чем ближе подходишь к ним, тем необычней становится их вид. Один столб, высотой 34 м, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана. Неудивительно, что в прошлые времена манси обожествляли грандиозные каменные изваяния, поклонялись им, но подниматься на Маньпупунёр было величайшим грехом


Меняется время года, меняется и вид местности. Очень впечатляет местность в зимний период, когда мансийские болваны совершенно белые, словно хрустальные

По осени там бывают туманы, и Столбы вырисовываются сквозь дымку - есть что-то божественное в этом зрелище. Они созданы природой, но, глядя на них, не верится, что нечто подобное мог бы повторить человек

Со столбами выветривания связаны многочисленные легенды, прежде Столбы Выветривания являлись объектами культа манси. Одна из них описана в книге профессора Веры Варсанофьевой "Жизнь гор":

"Вогулы, кочующие здесь со своими стадами северных оленей, рассказывают, что эти каменные столбы были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Но когда они поднялись на вершину, называемую теперь Мань-Пупу-нёр, их вожак - шаман увидел перед собой Ялпинг-нёр - священную вогульскую гору. В ужасе он бросил свой барабан, который упал на высокую коническую вершину, поднимающуюся южнее Мань-Пупу-нёра и называемую Койпом, что значит по-вогульски барабан. И шаман и все его спутники окаменели от страха".

По другой легенде шесть могучих великанов преследовали одно из племен манси, уходящих за каменный пояс Уральских гор. В истоках реки Печоры на перевале великаны уже почти настигли племя. Но им преградил путь маленький шаман с белым, как известь, лицом и превратил великанов в шесть каменных столбов. С тех пор каждый шаман из племени манси обязательно приходил в священное урочище и черпал от него свою волшебную силу


Еще одна древняя мансийская легенда:

«В далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины делали красивые меховые одежды. Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньер, помогали манси, потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум. Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджид-Ляги. Услышал о красоте дочери вождя манси и великан Торев (Медведь), чей род охотился на горах Хараиз. Потребовал он, чтобы Куущай отдал ему свою дочь Аим,. Но отказалась, смеясь Аим и от этого предложения. Разгневанный Торев позвал своих братьев великанов и двинулся к вершине Торре-Порре-Из, чтобы силой схватить Аим. Неожиданно, когда Пыгрычум с частью воинов был на охоте, появились великаны перед воротами каменного города. Целый день шла жаркая битва у крепостных стен.
Под тучами стрел поднялась Аим на высокую башню и крикнула: - О, добрые духи, спасите нас от гибели! Пошлите домой Пыгрычума! В тот же миг в горах засверкали молнии, грянул гром, и черные тучи густой пеленой закрыли город. - Коварная, - зарычал Торев, увидав на башне Аим. Он ринулся вперед, сокрушая все на своем пути. И только Аим успела спуститься с башни, как та рухнула под страшным ударом дубины великана. Затем Торев вновь поднял свою огромную палицу и ударил по хрустальному замку. Замок рассыпался на мелкие кусочки, которые подхватил ветер и разнес по всему Уралу. С тех пор и находят в Уральских горах прозрачные осколки горного хрусталя. Аим с горсткой воинов скрылась под покровом темноты в горах. Под утро услышали шум погони. И вдруг, когда уже великаны готовы были схватить их, в лучах восходящего солнца появился Пыгрычум с блестящим щитом и острым мечом в руках, которые дали ему добрые духи. Пыгрычум повернул щит в сторону солнца, и огненный сноп света ударил в глаза великану, который отбросил в сторону бубен. На глазах изумленных братьев великан и отброшенный в сторону бубен стали медленно каменеть. В ужасе бросились братья назад, но, попав под луч щита Пыгрычума, сами превратились в камни.
С тех пор тысячи лет стоят они на горе, которую народ назвал Мань-Пупу-Ньер (Гора каменных идолов), а недалеко от нее возвышается величественная вершина Койп (Барабан). Впереди "шаман" с поднятой рукой, а за ним, на некотором удалении, остальные спутники…»

Столбы выветривания обладают особой энергетикой. Александр Боровинских, министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики Коми:

"Энергетика там какая-то не те простая, оттуда уходишь и понимаешь, насколько, ты, человек, в этом мире мал…"

Михаил Попов, хирург, турист:

"Чем ближе мы приближались к этим болванам, тем больший нас охватывал ужас, страх, тем более, что мы начитались легенд народов коми, манси…"

Жители Коми уверены - каменные болваны на плато маньпупунёр - настоящее чудо… В 2008 году Столбы выветривания вошли в первую семерку чудес России, согласно конкурсу

Кто то подумал, что это инопланетный пейзаж или рисованная графика? Совсем нет. Когда я вижу эти реальные природные объекты, я понимаю - сколько же я еще не знаю и тем более не видел на нашей планете Земля. Давном мечтаю побывать именно там и прикоснуться к ним рукой.

Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.

А это же вот тут, рядом.


Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.

Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».

Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.


Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.

Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?

Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.

А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.


В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».


Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.

Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.

Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».

Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:

— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.

Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:

— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.


У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).

По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.

Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера . Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к

Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.

Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).

Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.


Ну и еще о легендах …


Легенда о Золотой Бабе.

С давних времен существует легенда о Золотой Бабе , которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)


Мансийские предания.


Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.

Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.

Старожильческое русское население и былины.

Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

Урал — место зарождения цивилизации?

По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

















Великобритания