Кошмарные башни молчания. Башни молчания в индии Башни молчания в индии

«Башней молчания» или дахмой называют глиняное сооружение в виде чаши, которое зороастрийцы использовали для того, чтобы складывать туда тела усопших, где они разлагались под воздействием жаркого климата или съедались хищниками.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

В Ужасные Башни молчания. Впечатлительным не входить

Я думал на таких жутких темах, как небесное погребение в Тибете или про Варанаси - город мертвых тема таких ужасных традиций исчерпана. Но оказывается этим богата история даже современной цивилизации.

Вы и сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывали трупы, для того, чтобы их обгладывали птицы.


Фото 2.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.


Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Фото 3.
Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Фото 4.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии людями парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире. Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Фото 5.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

Фото 6.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Фото 7.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Фото 8.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента - землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Фото 9.
Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором - женщин, на третьем - детей. После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

Фото 10.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица - «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Фото 11.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Фото 12.

Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Фото 13.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

Фото 14.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Фото 15.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь — символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака — символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Фото 16.
Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Фото 17.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Фото 18.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной исполнилось более 250 лет.

Фото 19.

Фото 20.
Родственники усопшего в башне молчания.

Фото 21.

Фото 23.
Процесс погребения в башне молчания, Индия.


источники

Башни молчания в индийском городе Бомбее, в настоящее время известен как Мумбаи, около 1890.

Зороастрийцы применяют необычный способ утилизации своих мертвецов. Они не хоронят их и не кремируют.
Вместо этого, трупы оставляют на вершине высоких башен, известных как дахмы, или Башни Молчания, где
они подвергаются разложению и потребляются птицами мусорщиками, такими, как грифы, коршуны и вороны.
Эта мрачная похоронная практика проистекает из убеждения, что мертвые нечисты потому, что они загрязнены
«демонами» и злыми духами, которые внедряются в тело, как только душа покидает его.


Захоронение и кремация, таким образом, рассматривается как загрязняющей природу и огонь, оба из которых
зороастрийцы в своей религии призывают защищать. Это почитание привело некоторых ученых провозгласить
зороастризм, как «первой в мире экологической религией».

Несуществующая башня молчания в Йезде, Иран.

Зороастрийская практика «обработки» мертвых известна как dokhmenashini и была впервые описана Геродотом
в середине 5-го века до нашей эры. Хотя использование башен молчания началось намного позже, в начале
9-го века. Башня молчания представляет собой невысокую постройку цилиндрической формы с плоской крышей,
разделенной на три концентрических кольца, где выкладываются обнаженные тела мертвых. Наружное кольцо
используется для мужчин, центральное — для женщин, а срединное — для детей. После того, как
птицы-падальщики склевывают плоть, и обнаженные кости выгорают на солнце, остатки собираются в яме под
склепом в центре башни и в нее добавляют известь, от чего кости постепенно разрушаются. Весь процесс
занимает около года. От каждой дахмы отведено четыре канала, через которые оставшийся материал смывается
дождевой водой, но перед этим он проходит через нескольких угольных и песочных фильтров.


Башня Молчания, Doongerwadi, Мумбаи, видно из близлежащих высоток.

Зороастрийцы Ирана следовали древней практике использования башен молчания вплоть до 1970-х годов, пока
башни не объявили опасными для здоровья и незаконными. Но дахмы до сих пор практикуются парсами в Индии,
которые составляют самую большую зороастрийскую прослойку население в мире. В последнее время быстрая
урбанизация оказывает сильное давление на традиции парсов, и этот странный ритуал использование башен
молчания постепенно уходит в историю. Хотя, на самом деле, самая большая угроза для процедуры dokhmenashini
исходит не от органов здравоохранения или общественного протеста, а от банального отсутствия грифов.


Печатный рисунок «башни молчания».

Количество стервятников, которые играют важную роль в уничтожении трупов, неуклонно снижается на Индийском
субконтиненте, начиная с 1990-х годов. В 2008 году их численность снизилась на 99 процентов из-за того,
что один из препаратов, который ветеринары вводят крупному рогатому скоту, оказался смертельным для грифов.
После обнаружения этого факта, опасный препарат был запрещен правительством Индии, но восстановить
популяцию грифов все еще не удалось. Таким образом, из-за отсутствия стервятников, которые раньше
управлялись с трупом за несколько часов, сейчас тело умершего человека медленно разлагается месяц или
больше, источая неприятный запах. Поэтому, некоторые башни молчания должны быть закрыты из-за
постоянных жалоб населения.
Некоторые теперь начали предпочитая кремацию.


Один из двух башен молчания, Йезд, Иран.


Башня молчания в Индии.


Яма из башни молчания, Бомбей.

Производят на иностранца эти "башни", где действительно целые века царствует гробовое молчание. Подобные строения рассеяны повсюду, где только живут и умирают парсы, особенно в Сурате. Но в Бомбее из шести таких башен самая большая выстроена 250 лет тому назад, а следующая за ней по величине даже очень недавно. Это круглые, иногда и четырехугольные строения без крыш, без окон, без дверей, от 20 до 40 футов вышины и с одним лишь закрытым кустами отверстием на восток, состоящим из толстой железной дверцы. Первый труп, принесенный в новую дакхму (так называются эти башни), должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти "мобеда" (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), коих наследственное и которым строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из "Башни Молчания". Входя, они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые и самые старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех кругов и, не произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до следующего покойника, а саван - тряпки - тотчас же сжигают.

У огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них лишь одно омерзение. Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться от тела, так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мертвому. Один мобед шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: "Ашем-Воху" и "Ято-ахуварье", и удаляется, пока отходящий еще жив. Затем приводят собаку и заставляют ее смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид (собачий взгляд), так как единственное из живых существ, взгляда которого боится друкс-насу (злой ), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом... Следует однако остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мертвым и собакой; иначе пропадает вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой. Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в "башне", тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от "башни". У отверстия, после последней молитвы, повторяемой хором носильщиками возле тела, а мобедом издали, еще раз повторяется церемония с собакой. В Бомбее нарочно для этого дрессированная собака держится на цепи у дверец башни. Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место.

Мы два раза присутствовали при церемонии "умирания" и один раз при "погребении", если позволено употребить подобное не подходящее к делу выражение. На этот счет парсы гораздо снисходительнее индусов, считающих присутствие европейца осквернением их религиозных обрядов. Хоронили какую-то богатую женщину, и наш знакомый смотритель башни, Н. Байранжи, пригласил нас к себе в дом. Таким образом мы присутствовали при всех обрядах, находясь шагах в сорока от башни, на веранде бунгало нашего любезного хозяина. Сам он, хотя уже много лет служил при "башне", в нее никогда не входил и даже близко не подходил. Пока собака глазела на покойника, мы, признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную стаю коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с кусками окровавленного человеческого мяса в клюве... Эти , которые ныне сотнями свили себе гнезда над "Башней Молчания", привезены нарочно с этою целью из Персии, так как коршуны Индии оказались и не довольно хищными и слишком слабыми, чтобы справляться с окоченевшими трупами со скоростью, требуемою законом Зороастра. Говорят, будто процесс совершенного очищения костей от мяса требует не более нескольких минут...

По окончании обряда нас повели в другое здание, где на небольшом столе стояла превосходная деревянная модель дакхмы с ее внутренним устройством. Таким образом мы могли легко сообразить, что в эту минуту происходило в башне. Представьте себе дымовую четвероугольную трубу, стоящую на земле, и вы получите верное понятие об устройстве пустой "башни". В гранитном помосте, в самом центре, чернеет глубокий, безводный колодец, покрытый, как водосток, железною решеткой. Вокруг, на постоянно возвышающейся к стене покатости, окружая колодец тройным кольцом, прорыты три широкие круга; в каждом из них, отделенные одно от другого тонким простенком в два вершка вышины, находятся гробообразные места для тел. Таких мест 365. В первый круг или выбой (2 фута ширины) у колодца кладутся дети; в средний (в 4 фута) - женщины; в третий (5 футов ширины), расположенный у самой стены, - мужчины. Этот тройной круг служит типом трех кардинальных у Зороастра добродетелей: "добрых дел, ласковых слов и чистых помышлений". Последний круг принадлежит детям, первый мужчинам.

Благодаря стаям голодных коршунов, менее нежели в час времени кости всегда обглоданы до последнего атома, а через две-три недели тропическое сушит скелеты до такой хрупкости, что они при малейшем прикосновении обращаются в прах, а затем их уже сваливают в колодец. Ни малейшего запаха, ни малейшего предлога для чумы или другой эпидемии. Способ этот, пожалуй, еще вернее телосожигания, которое все-таки оставляет за собой в атмосфере гота хотя слабый, но дурной запах. Вместо того, чтобы кормить "мать сырую землю" падалью, парсы отдают Армаити (земле) лишь совершенно очищенный прах. Почитание земли, предписанное им Зороастром, так велико у них, что они принимают всякие меры предосторожности, дабы не осквернить " -Кормилицы", дарящей их "стократ золотым зерном за всякое зерно". Во время муссона, когда дождь льет в продолжение четырех месяцев ливнем и, конечно, смывает все оставленные коршунами около трупов нечистоты в колодец, стекая в него, всасывается в землю уже фильтрованная: все дно колодца, стенки которого выложены гранитными плитами, покрыто с этою целью водоочищения песчаником и углем.

Е.П. Блаватская "Из пещер и дебрей Индостана"

feed_id: 3168 pattern_id: 115 limit: 5 book_

Башни молчания в городе Йезд на территории современного Ирана - не что иное, как древние кладбища зороастрийцев. Согласно религиозному учению, умерших нельзя было ни закапывать, ни сжигать, чтоб не осквернить землю или воздух. Поэтому трупы выкладывали в огромных круглых башнях на вершине горы, где их склевывали птицы. Оставшиеся кости сбрасывались в глубокий колодец, выкопанный также в башне.

По преданию большое значение имело то, какой глаз у покойника будет выклеван первым - от этого зависела его судьба в потустороннем мире. Поэтому за процессом «выклёвывания» тщательно следили священники и родня умершего.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

Абсолютное большинство жителей Бомбея исповедует имдуизм. В городе есть и мусульмане. Правда, их число значительно уменьшилось после раздела страны. Часть мусульманского населения, в основном торговцы, уехала в Пакистан. Но есть в городе еще одна религиозная община — парсы. Всего их в Индии около ста тысяч, и большинство живет в Бомбее. Парсы — потомки древних персов, приверженцев зороастризма. Зороастризм был господствующей религией на территории Ирана и смежных с ним областей до арабского завоевания. После того как Иран был покорен арабами, в стране началось насильственное распространение ислама. Исповедовавшие зороастризм жестоко преследовались. На протяжении VII—XII веков значительное число зороастрийцев, скрываясь от гонений, переселилось в Индию. Одной из основ этой религии является культ огня. Часто зороастрийцев называют огнепоклонниками.

В Бомбее пять крупных парсийских храмов, или храмов огня. Самый старый из них расположен недалеко от центральных улиц города, на Принцесс-стрит. Храм был выстроен в 1713 году. Вытянутое приземистое здание чем-то напоминает китайскую пагоду. Очевидно, это сходство вызывается двумя скатами крытых черепицей крыш, построенных одна над другой. По обе стороны от главного входа храма тянутся галереи. Между колоннами галерей железные с красивым узором решетки. Наверху каждой решетки символическое изображение солнца. У входа в храм на черных дощечках надписи по-парсийски. Парсы имеют свой язык и письменность. Непарс в храм войти не может. Зороастрийцы ревниво берегут свои религиозные таинства.

Умерших парсы не сжигают на погребальных кострах, как это делают индусы, не предают земле по обычаю мусульман и христиан. Есть в Бомбее зловещие башни. Их называют «башни молчания». Сюда приносят парсы покойников и оставляют их. Хищные птицы-стервятники расклевывают тела. Так «хоронят» согласно канонам религии зороастрийцев.

На Малабарском холме, вдали от города, высятся такие «башни молчания». Неподалеку от них — небольшой храм огня. Рядом находится маленькая контора, ведающая погребением. Башни окружены густыми зарослями деревьев и колючего кустарника. Издали башни напоминают огромные цистерны. Умерших кладут на верхние площадки башен. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Их очень много, и кажется, что все небо над Малабарским холмом заполнено только ими. Говорят, что эти птицы-«санитары» расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

Точно так же как и в храмы, в башни не пускают иностранцев.

Парсы — не очень многочисленная, но крепко спаянная община. Значительная часть ее — люди состоятельные. Издавна предки парсов занимались торговлей и ростовщичеством. Эта традиция продолжается и сейчас. Есть в Бомбее немало магазинов и лавок, принадлежащих парсам. Среди парсов, особенно бомбейских, вы редко встретите нищих или безработных. Связанные единой религией и часто родственными узами, парсы охотно помогают друг другу.

Зороастрийцы появились в Индии в IX веке. Это были эмигранты из Ирана, которые покинули родину, спасаясь от преследований мусульманских правителей. В Индии зороастрийцев называют парсами. Только в Мумбае их насчитывают более 100 тысяч. Согласно традициям члены общины делятся на атхорнанов - священнослужителей и пехдинов - мирян. В местах компактного проживания парсы объединяются в общины - анджоманы.

Зороастрийцев называют также огнепоклонниками. Действительно, в их храмах всегда горит огонь. Для его поддержания используется древесина фруктовых деревьев. Она горит медленно и выделяет приятный аромат. Самым почитаемым у парсов считается храм Ираншо в городе Удваде. основанный в 1742 году. Огонь в этот храм был принесен из Ирана и с тех пор не угасает. Правительство Индии объявило Удвад одним из 9 главных мест паломничества индийцев вне зависимости от их религиозной принадлежности.

Зороастрийцы считают мертвую плоть вместилищем скверны и демонического зла. Они не предают умерших земле и не сжигают их на погребальном костре, дабы не осквернять священные природные стихии - огонь, воздух, воду и землю. По старинной традиции парсы запирают покойников в приземистые каменные башни без кровли, окон и признаков каких-либо архитектурных украшений.

Ни один смертный не должен приближаться к этому строению ближе чем на 30 шагов. Вход в него разрешен только кхандиярам, совершающим погребальный обряд. Их ремесло является наследственным, и они держатся обычно особняком от общины. Кхандияры доставляют покойника в железном гробу. В башне они снимают с трупа одежду и укладывают его в одну из свободных гранитных или мраморных ниш. Они отделены друг от друга узким парапетом и образуют три круга, олицетворяющих этическую триаду - добрые помыслы, благие слова и праведные поступки. Внутренний круг предназначен для детей, средний - для женщин и внешний - для мужчин.

Перед входом в башню к каждому трупу обязательно подводят собаку и заставляют смотреть на покойника. Эта церемония носит название сагдид. Считается, что глаз собаки обладает магической силой, способной помешать злому демону завладеть мертвым телом. Однако необходимо остерегаться, чтобы чья-нибудь тень случайно не оказалась между мертвецом и животным, иначе взгляд собаки потеряет свою силу.

Согласно древнему представлению зороастрийцев, душа усопшего задерживается на земле ровно три дня после его смерти. На рассвете четвертого дня она оставляет мертвую плоть и поднимается в небо, влекомая лучами восходящего солнца. Там душа предстает на суд Ахурамазды на мосту Чинват, отделяющем царство живых от царства мертвых.

У башен молчания постоянно поджидают свою добычу стаи птиц-падальщиков. Они с нетерпением ждут, когда массивная железная дверь закроется за могильщиками, чтобы жадно наброситься на труп. За какой-нибудь час стервятники выполняют работу миллионов червей. Через несколько дней палящие лучи солнца высушивают человеческие кости. Тогда останки сбрасывают в глубокий колодец, находящийся в центре башни.

Народы Индии

Парсы - индийские последователи зороастризма, главным образом в шт. Махараштра и Гуджарат и Пакистане. Особенно их много в Бомбее, где они сыграли важную роль в превращении города в деловой и финансовый центр Индии. Зороастрийцы Ирана носят название - гебры. Парсы проживают также в Канаде, США, Великобритании - по 3 тыс. чел. в Шри-Ланке - 500 чел. в Австралии - 200 чел. Небольшие общины есть в Адене, Сянгане, Сингапуре, Шанхае и другие крупных городах.

Говорят на языке гуджарати индоарийской группы языков. Культовая литература на авестийском языке и пехлеви. Распространены также языки маратхи и английский.

Парсы - потомки персов-зороастрийцев, переселившихся в 7-10 вв. из Ирана после завоевания его арабами. Полагают, что первая их группа высадилась в районе Диу в 766 году н.э. а впоследствии они обосновались на земле Санджана. В настоящее время представляют собой замкнутую эндогамную общину. религиозная жизнь парсов скрыта от иноверцев. Большим влиянием в религиозных и светских делах пользуются жрецы.

Отличаются высоким уровнем жизни, сильно европеизированы и урбанизированы, материальное преуспевание считается религиозной добродетелью. Основное традиционное занятие - торговля, виноделие, кораблестроение. По материальной культуре близки гуджаратцам, по религии - гебрам Ирана. Парсы имеют собственные храмы и так называемые башни молчания, где, чтобы не осквернять священные стихии, хоронят мёртвых.

Источники: infmir.ru, www.indostan.ru, lib.icr.su, otvet.mail.ru, www.turlocman.ru

Пирамиды Марса

Пирамида Аменемхета II

Новая российская космическая станция

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Прогулки по Германии

Что привлекает многочисленных туристов в такую страну как Германия. Помимо многочисленных архитектурных достопримечательностей, это множество тайн и загадок, связанных...

Путешествие в Алжир

Древнейший и прекрасный город Алжир, расположился амфитеатром на берегу Северной Африки. Средиземное море омывает берега большого порта, Алжир-это так называемые...

Лёд в полярных шапках Марса

Полярные зоны представляют собой многослойные ледовые структуры, которые продолжают трансформироваться и в настоящее время. В особенности это относится к эоловым формам...

Торунь - город Коперника

Этот средневековый городок известен прежде всего тем, что здесь родился Николай Коперник. Но кроме этого в Торуни сосредоточено множество красивых зданий...

Мексика