Храм казанской иконы божией на красной площади. Казанский собор - возродившийся из пепла

Собор Казанской иконы Божией Матери - православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Это первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Впервые Собор Казанской иконы Божией матери на Красной площади упоминается в летописи за 1625 года. На деревянный храм средства пожертвовал князь Пожарский. Икона Казанской Богоматери, в честь которой был освящен Собор, в то время была самой почитаемой.

По преданию, девочка 9 лет трижды увидела во сне Богородицу, жестом указывающую ей на руины дома. Священник Ермолай, которому был поведан сон, нашел на развалинах икону. Случилось это в Казани, в 1579 году.

Деревянный Собор в скором времени сгорел в пожаре. На его месте в 1635 году возводят каменный храм. Средства предоставил сам царь - Михаил Федорович. Новое здание храма Казанской иконы Божией матери было выполнено в трех цветах, каждый из которых имел свой смысл.

Золотой символизировал религиозное предназначение постройки, красный цвет означал кровь Христа, а также огонь, который карает и обновляет, белый - цвет святости и чистоты. По Византийской традиции, такое цветовое решение означает то, что Собор создавался, в первую очередь, как воинский.

В Казанском Соборе иконы Божией Матери на Красной площади Москвы периодически осуществлялись крестные ходы, в которых участвовали и русские цари.

В храме в свое время служили протопопы Аввакум и Неронов, не принявшие Никоновскую церковную реформу. Несогласные с нововведениями Никона служители храма были высланы в заточение.

Революция 1917 года стала переломным событием в жизни храма. Архитектор Барановский успел сделать замеры здания, что в то время было не только сложно, но и небезопасно.

В 1930 году Казанский Собор на Красной площади закрывают, а в его стенах появляется столовая. Через 6 лет святыня была полностью разобрана.

На месте храма Казанской иконы Божией Матери открывается павильон III Интернационала, а для его посетителей - общественный туалет, который просуществовал на месте святых алтарей до 1990 года.

Лишь в этот период начинаются работы по восстановлению храма. Замеры Барановского оказались как нельзя кстати. Казанский собор иконы Божией Матери на Красной площади оказался на своем первоначальном месте. Наконец, святыне вернули ее предназначение. Сегодня она - один из известнейших и самых почитаемых храмов столицы.

Fais se que dois adviegne que peut.

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

Название «Казанский собор» вызывает, наверное, у большинства путешественников ассоциации с величественным красавцем-храмом, который находится на одноименной площади в Санкт-Петербурге.

Однако и в Москве, на Никольской улице, совсем рядом с стоит собор с таким же именем и не менее богатым прошлым. Название оба храма получили от иконы Казанской Божией Матери, с которой связаны многие события истории России.

О ее обретении существует такая легенда: через 27 лет после взятия Казани Иваном Грозным в городе случился пожар, в результате которого сгорело много домов, в том числе, и стрельца Онучина. Его маленькой дочери Матроне во сне явилась Богородица и попросила откопать икону под развалинами дома. Эта просьба была выполнена.

Так и явилась свету чудотворная икона, которая стала в некотором роде спасительницей земли русской. С нее было сделано множество списков (копий), с одним из которых ополчение князя Пожарского отправилось освобождать Москву от поляков. 4 ноября (22 октября) 1612 года был отслужен молебен перед этой иконой, и начался штурм , завершившийся триумфом.

13 лет спустя князь Пожарский в знак благодарности чудотворному образу за дарованную победу на собственные средства построил деревянный собор, который и стал называться Казанский. Однако вскоре очередной московский пожар его уничтожил, и с 1635 по 1636 год храм восстанавливали, используя в качестве стройматериала кирпич.

В итоге получился небольшой собор. Украсили его своеобразными кокошниками, благодаря им он выглядел нарядно и торжественно.

Цветовая гамма храма (сочетание золотого, красного и белого цветов) была выбрана согласно византийской православной эстетике. В ней золото символизирует Божественное сияние, красный цвет – очищающий от греха огонь, белый – чистоту и святость. Это в полной мере отражало главный смысл Казанского собора – храма воинской доблести православной Москвы. Чудотворная икона помогла изгнать польских интервентов, перед ней молился Петр I в преддверии Полтавской битвы, а Кутузов – перед решающим сражением с Наполеоном. В этом соборе свято чтится память всех воинов, сложивших головы за русскую землю.

Однако судьба храма оказалась воистину мученической, его переделывали, сносили и восстанавливали. Так в конце XIX века под руководством архитектора Н. Козловского был изменен фасад, убраны кокошники, в результате чего получилась стандартная, по словам митрополита Леонтия, «сельская церковь». Эта переделка пришлась не по вкусу не только духовенству, но и прихожанам, которые собрали средства на возвращение храму первоначального вида. С 1925 по 1930 г. архитектор П. Барановский произвел реконструкцию, однако 6 лет спустя Казанский собор снесли, построив на его месте сначала павильон в честь Интернационала, а затем общественное отхожее место.

В 1990-1993 г. по фотографиям и чертежам П. Барановского собор был восстановлен. Чудотворная икона Казанской Божией Матери вернулась в него и продолжает оберегать Россию от бед.

Казанский собор на Красной площади

Настоятель: протоиерей Николай Иноземцев.

Адрес: г. Москва, Никольская улица, д. 3.

Телефоны: староста 698-27-26; свечной ящик 698-19-96; церковный дом 698-27-01.

Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 №10717 о передаче в собственность Русской Православной Церкви здания Казанского собора на Красной площади , расположенного по адресу: г. Москва, ул. Никольская, д. 3. Здание является объектом реставрационного воссоздания «Казанский собор. Воссоздание, 1993 г., арх. О.И. Журин, Г.Я. Мокеев». Собор восстановлен на сохранившихся фундаментах первой четверти XVII века.

ХРАМ-ПАМЯТНИК

Первый деревянный храм Казанской иконы Божией Матери на Никольской улице был построен попечением князя Дмитрия Пожарского, по разным данным, в 1625-м или 1630 году.

Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в русском народе. По преданию именно с этой иконой связано чудесное спасение России от польского нашествия в 1612 году. В благодарность за избавление страны от иноземных захватчиков и в память о погибших в этой войне русских воинах князь Дмитрий Пожарский по обеду решил утвердить на Никольской улице храм. Однако в 1635 году церковь сгорела.

Каменный собор возводился уже на средства первого царя династии Романовых — Михаила Федоровича. И был освящен в 1636 году.

К 1650-м построена новая паперть и колокольня, в конце XVII века - парадное крыльцо с главкой, в 1690 году - ограда. Обновлялся в 1760-м, 1805-м, 1825-м, 1865 годах. В 1801 сломана старая и в 1805 сооружена новая двухъярусная (с 1865 - трехъярусная) колокольня. В 1812 году храм пострадал от взрыва Никольской башни Кремля отступающими наполеоновскими войсками. В 1865-м фасады оформлены в классицистическом стиле (арх. Н. И. Козловский). В 1873-м сделана новая роспись интерьера.

В 1920-х захвачен обновленцами. Реставрировался на средства церковной общины в 1925-1033 годах (арх. П. Д. Барановский). В 1930-м закрыт. После закрытия собора пропал храмовый образ - Казанская икона Божией Матери. В 1936 снесён (П. Д. Барановский успел перед разрушением храма произвести его замеры и фотофиксацию). На месте собора находился павильон в честь III Интернационала, позже - городской туалет.

Восстановлен в 1989-1993 годах по сохранившимся обмерам и данным археологических раскопок (арх. О. И. Журин, Г. Я. Мокеев) на средства Мэрии Москвы и пожертвования граждан. Освящен 4 ноября 1993 года. Святыня - особо чтимая Казанская икона Божией Матери.

Главный престол - Казанской иконы Божией Матери. Северный придел - святителя Гурия, архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, епископа Тверского, южный - священномучеников Ермогена и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси.

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию советского историка архитектуры П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую часовню торжественно внесли образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго …» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского храма, начало его второго рождения…

Восстановление соборного Храма-памятника на главной площади страны нельзя рассматривать как задачу сугубо архитектурно-художественного или историко-градостроительного плана (хотя ансамбль Красной площади, насчитывающий не одно столетие, был существенно обеднен после сноса собора). Казанский собор играл совершенно особую роль в жизни Москвы (и всей России!) и выделялся, прежде всего, исключительной общецерковной, исторической и мемориальной значимостью, как главный монумент освободительной войны Смутного времени. Казанский собор может быть поставлен в один ряд с соборами Московского Кремля, Храмом Василия Блаженного и Храмом Христа Спасителя - величайшими памятниками стойкой державной силы русского народа, силы, укорененной в Православии и питавшейся из этого возвышающего источника Веры.

Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни - Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго » над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.

Инициатор воссоздания Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския », Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы» , взывая - во имя нового очищения и возрождения родного Отечества - к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительством Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.

Предлагаем Вашему вниманию: Слово Святейшего Патриарха на освящение Собора





  • Казанский собор у Красной площади ‒ удивительно красивый архитектурный памятник позднего русского Средневековья в стиле «нарышкинского барокко ».
  • Здесь можно прикоснуться к святыням : иконе Казанской Божией Матери, иконе Божией Матери «Воспитание», мощевику с частицами 83 святых угодников.
  • Чудотворная икона Казанской Божией Матери была обретена в Казани в 1579 году и с тех пор является символом покровительства Богоматери над Русью.
  • Собор открыт каждый день , по утрам и вечерам в нем проходят православные службы.

На углу Красной площади и Никольской улицы, рядом с и ГУМом стоит удивительная по красоте церковь ‒ Казанский собор. Она погружает в атмосферу загадочной старомосковской жизни, в последний этап позднего русского Средневековья. Святыни храма: икона Казанской Божией Матери, мощевик с частицами 83 св. угодников, икона Божией Матери «Воспитание». Собор открыт без перерывов и выходных. Утром и вечером здесь проходят православные службы.

История Собора

История Собора Казанской Иконы Божией Матери началась в середине XVI в. при , когда он завоевывал Казань. Населяли Казанское ханство в большинстве своем татары-мусульмане. По легенде, ночью перед одним из боев, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы царь услышал звон московских колоколов, а вскоре Казань пала. Через несколько лет в Приволжье явилась икона, которая стала совершать чудесные исцеления, после чего многие татары уверовали в православие - и смирились с правлением московского царя. Эта икона, обретенная в 1579 году в Казани девочкой Матроной и чтимый список которой был в том же году доставлен в Москву, стала всенародной святыней, символом покровительства Богоматери над Русью.

Позже икона Казанской Божьей Матери сыграла важную роль в еще одном поворотном моменте русской истории. Она сопрово ждала второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, освободившее в 1612 году Москву от польских интервентов.

Считается, что после победы князь Пожарский дал обет построить церковь в честь святыни, с который он прошел путь к освобождению Москвы. Первый, деревянный, храм был построен на средства князя. Чуть позже на его месте возвели каменный собор по велению царя Михаила Федоровича Романова. Здесь служили известные старообрядцы: Григорий Нейронов и протопоп Аввакум. Казанский собор был приходской церковью Московского Университета, в нем получил благословение победитель Наполеона - фельдмаршал Михаил Кутузов.

Второе рождение

В конце XVIII в. храм был реконструирован в стиле классицизма. Церковь утратила несколько приделов и превратилась в непримечательное здание, мало чем отличающееся от характерных построек. В начале 1800-х годов разобрали и шатровую колокольню, которую заменили современной. Печальная участь ждала церковь в советское время. В 1930-х гг. было принято решение о сносе здания. Красная площадь должна была стать местом проведения социалистических демонстраций, и церкви там было не место.

Восстановлению наследия мы обязаны великолепному архитектору-реставратору советского времени П. Барановскому (1892-1984), который, узнав о сносе, распорядился сделать точные обмеры церкви. В 1990-1993 гг. на их основе было осуществлено воссоздание храма, причем не в классическом, а в первоначальном, древнерусском стиле. Настенну ю фресковую живопись также стилизовали под старину.

Уютная небольшая церковь является настоящим комплексом: тут есть колокольня, два придела, основной храм и объединяющая все части галерея. Казанский собор стоит на перепаде высот, поэтому со стороны Исторического музея туда ведет пологая, как бы приглашающая внутрь широкая лестница. Дальше посетитель попадает на галерею. Судя по нехарактерно большому для средних веков размеру окон, галерея изначально была открытой, однако позже помещение застеклили.

Самая красивая часть хр ама ‒ это завершение. Вся церковь выполнена в стиле, характерном для «нарышкинского барокко». Для него типичны контрастные цвета (красный, зеленый, белый), богатая наружная декорация стен и «пена» кокошников ‒ декоративный прием, который скрывает переход от основного объема церкви к куполу. Сама церковь принадлежит к типу одноглавых бесстолпных, то есть внутри помещения нет ни одной опоры. Еще два купола снаружи принадлежат приделам.

2016-2019 moscovery.com Мексика